Эргономические требования к обучающим программам

Опыт применения педагогических программных средств для повышения эффективности обучения учащихся и студентов показал, что ожидаемого результата не происходит. Это можно объяснить низким качеством большинства обучающих программ, составителями которых являются профессиональные программисты, не имеющие достаточных знаний в области педагогики и психологии, либо профессиональные педагоги, не обладающими программистскими умениями.

Считается, что для изготовления эффективных программных средств необходимо привлечь к работе и программиста, и методиста, и психолога. Объединив совместные усилия, можно было бы учесть все существующие требования к ОП, и прежде всего методические требования, включающие в себя весь набор от санитарно-гигиенических норм работы у компьютера до особенностей методики данного предмета, а также эргономические требования, учитывающие возрастные особенности восприятия.

В методической литературе к эргономической группе факторов, влияющих на проектирование ППС, относят:

1) объем, расположение информации на экране, способ ее кодирования;

2) способы ввода информации;

3) использование цвета, графики, анимации, звука, видеоизображения;

4) стили взаимодействия (команды, меню, прямое манипулирование);

5) влияние времени ответа;

6) простота в использовании (моментальный запуск, использование небольшого числа клавиш или “мыши”).

Специалисты в области педагогики и методики преподавания рекомендуют при разработке обучающей программы учитывать и ряд методических вопросов:

Можно ли данную тему учебного материала переложить на программную поддержку?

Каковы должны быть структура программы, ее сценарий, ее динамика?

Какой аспект наиболее актуален: объяснение нового материала; закрепление изученного; повторение пройденного; оперативный контроль знаний; срез знаний по данной теме; контрольная работа?

Нужно ли в данной теме оставить вычислительную работу ученику или следует перепоручить ее машине?

Активную или пассивную роль отвести ученику?

Сколь широко должна быть представлена сама учебная тема?

Вводить ли временной лимит?

Какова должна быть структура оценок?

На какую помощь в процессе работы может рассчитывать ученик?

Какое соотношение должно быть между использованием возможностей компьютера (цветность, графика, звук и пр.) и нормальными требованиями “формализма учебного процесса”.

Рассмотрим требования, предъявляемые к изображению информации:

контраст между знаком и фоном должен находиться в пределах 65-90%;

яркость символов на экране дисплея – не менее 60 КДж/м2;

оптимальная частота мельканий изображения – 50 Гц;

наблюдаемое изображение должно быть стабильным, не иметь мерцаний знаков и фона;

на экране не должно быть бликов и отражений ;

на экране должно присутствовать не более 4 цветов, имеющих определенные значения (Например, красный – прерывание, экстренная информация; зеленый – разрешающий и т. д.)

При цветовом изображении буквенно-цифровой информации на экране дисплея цветные знаки должны располагаться на светлом (светло-белом и светло-сером) фоне. Наиболее предпочтительны желто-зеленые тона. Наиболее удачное сочетание цвета букв и фона: темно-зеленый фон – белые буквы; бледно-голубой – черные; на фиолетовой полосе – белые буквы. Трудно читать текст, написанный зелеными буквами на черном фоне или на зеленом – черными буквами.

Скорость зрительного восприятия, анализа информации, успешность работы на ПК, работоспособность зависят от того, как размещаются элементы информации на экране монитора.

Выделяются три основные зоны:

ЗОНА 1 – с охватом ±15° от центральной плоскости (от линии взора) является зоной оптимального рабочего пространства. Желательно, чтобы средства отображения информации попадали в эту зону, так как работа с информацией в данной зоне наименее утомительна.

ЗОНА 2 – с охватом ±30° от центральной плоскости – менее оптимальна, однако расположение информации на ней для детей допустимо.

ЗОНА 3 – с охватом ±60° от вышеуказанной точки отсчета – наименее благоприятна и не рекомендуется для использования в программах для детей.

Материалы о воспитании и обучении:

Условия, обеспечивающие психологический климат в ОУ
В современных условиях на образовательные учреждения возлагаются ответственные задачи. Методическая работа образовательных учреждений основывается на разных принципах. Одним из которых является - принцип психологической комфортности. Он предполагает снятие стрессообразующих факторов, создание в учр ...

Основные принципы российского образования на Дальнем Востоке
Системе образования принадлежит особая роль во всем территориально культурном комплексе с точки зрения создания условий для саморазвития личности россиянина-дальневосточника. Эту свою роль система образования может выполнить при условии, если она опирается, как на принципы государственной политики ...

Японская гравюра с середины XVII до середины XIX вв
В Японию гравюра на дереве проникла из Китая, где она была известна с глубокой древности и в основном была посвящена религиозной тематике. С начала XVII в. в японском искусстве возникло новое течение. Художники обращались к природе, к людям, к окружающей их жизни и создавали реалистические произвед ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru