Анализируя данную таблицу, можно прийти к выводу, что в 2002 - 2003 учебном году оценки ответов на предложенные нами вопросы в экспериментальных классах дали такие результаты: на «5» - ответы не поступали, «4» получили от 20,4% (10 кл.) до 21,2% (11 кл.), «3» от 37, 7%, (Х кл.) до 36,6% (XI кл.); «2» от 41,9% (X кл.) до 41,7% (XI кл.); учащихся. Результаты в контрольных классах такие: в том же учебному году на «5» ответы отсутствовали, на «4» от 22,8% (X кл.) до 23,5% (XI кл.), на «3» от 35,4% (10 кл.) до 34,8% (XI кл.), на «2» от 41,5% (X кл) до 40,9% (XI кл.) учащихся. Существенная разница между экспериментальными и контрольными классами не чувствовалась. Анализируя результаты таблиц, можно сделать вывод, что познавательные способности старшеклассников пока ещё не сформирован.
Для определения путей и средств формирования познавательной способности старшеклассников в процессе изучения истории таджикского народа мы имели в виду следующие задачи:
1.Анализ системы работы учителей истории таджикского народа в старших классах по формированию теоретической базы научного мировоззрения, понимания общественного развития, что необходимо каждому молодому человеку независимо от его профессиональной ориентации, после окончания школы, для активного участия в общественной жизни страны.
2.Оказание методической помощи учителям по удовлетворению в наиболее полной мере интереса школьников к обучению, развитие их познавательных способностей.
3.Ознакомление учителей с путями и средствами развития познавательных способностей учащихся, формирование их исторического мышления, воображения, памяти, а также практических умений в связи с изучением исторического материала.
На основе теоретических положений, которые были изложены в предыдущих параграфах и вышеизложенных практических положениях, в период исследовательской работы, в каждом учебном году был проведен обучающий опыт-исследование в экспериментальных классах. В конце экспериментального обучения по завершению учебного года в экспериментальных и контрольных классах путем вопросника и анкетирования были выявлены уровни познавательной способности школьников. Для сравнения с констатирующего эксперимента приведем результаты следующих годов экспериментального обучения (Таблица 7).
Таблица № 7.
№ п.п |
Класс сы |
2003 - 2004 |
2004 - 2005 |
2005 – 2006 | |||||||||
отл. |
хор. |
удов. |
неуд. |
отл |
хор |
уд |
неуд |
отл |
хор |
уд |
неуд | ||
1 |
10 (э) |
3 |
34 |
31,3 |
31.6 |
5,7 |
36,6 |
31,4 |
26,2 |
8,6 |
40,4 |
30,6 |
20,3 |
2 |
10 (к) |
1 |
29,5 |
31,2 |
38 |
2,8 |
29 |
32,1 |
35,9 |
1,7 |
29,3 |
31,7 |
37,1 |
3 |
11 (э) |
4 |
33,9 |
32,7 |
30 |
5,3 |
37,2 |
30,3 |
27,5 |
6,5 |
41,7 |
32,1 |
19,6 |
4 |
11 (к) |
3 |
29,4 |
30,4 |
37.6 |
3 |
29,9 |
29,8 |
37,1 |
3,5 |
29,6 |
30,2 |
36,5 |
Кол. учащих. |
33 |
33 |
35 |
Материалы о воспитании и обучении:
Понятие о лексических
антонимах
Анто́нимы (греч. αντί- "против" + όνομα "имя") — это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения: правда — ложь, добрый — злой, говорить — молчать. Антонимы по тип ...
Методы индивидуальной работы с трудновоспитуемыми детьми
в условиях детского дома
Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каждого из компонентов воспитательного процесса. Традиционно методы воспитания рассматривают как способы воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у него определенных качеств (Б.Т. Лихачев). Од ...
Понятие и возникновение девиантного поведения у подростков
Подростковый возраст — самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиолог ...
В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.