В одном из экспериментальных классов в ходе подготовки и проведения уроков в виде деловой игры по теме «Социалистическая индустриализация республики» особенно чётко обнаруживалось формирование компетенции готовности к самообразованию у старшеклассников. Такой подход к проведению урока предполагает широкие возможности по формированию компетенции готовности к самообразованию на этапе подготовки урока. Заранее распределились конкретные роли участников игры (историка, плановика, экономиста, краеведа). Роль ведущего урока конференции играл учитель. Перед каждым участником игры ставятся конкретные задачи:
Историк должен дать ответы на вопросы:
Что означает термин «индустриализация», «индустриальная держава»?
В чем состоит сущность индустриализации в Таджикской ССР?
Когда и в связи с чем начинается индустриализация в Таджикской ССР?
Какие цели преследовала индустриализация в Таджикской ССР?
Какие три пути индустриализации занимали центральное место во внутрипартийных дискуссиях 20 - х годов?
Плановик должен дать ответ на вопросы:
1.Что собой представлял первый пятилетний план?
2.В чем состоят его достоинства?
3.Когда и где он был принят?
4.Каковы последствия административного вмешательства тогдашних руководителей в план первой пятилетки?
Экономист должен дать ответы на вопросы:
1.В чем состоит финансовая трудность индустриализации в Таджикской ССР?
2.Каковы были источники финансирования индустриализации в Таджикской ССР?
Краевед должен дать информацию о ходе индустриализации в Таджикской ССР:
1.Назвать основные стройки индустриализации в республике.
2.Указать основные трудности
3.Указать силы участвующие в индустриализации края.
4. Привести имена участников социалистического соревнования в регионе, имена партийных лидеров.
Использование дидактических игр на уроках истории таджикского народа позволяет формировать коммуникативную компетенцию: готовность получать в диалоге коммуникативную информацию, предоставлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям.
Анализируя результаты использования дидактические игры на уроках истории таджикского народа, мы выяснили, что:
в процессе подготовки и в ходе самой игры углубляются исторические знания учащихся, расширяется круг источников постижения истории;
приобретаемые знания становятся личностно-значимыми, эмоционально-окрашенными, так как ученик побывал в роли участника событий прошлого;
игровая форма работы создает определенный настрой, который обостряет мыслительную деятельность учащихся;
создается атмосфера рискованности, свободы мышления, мнения ученика и учителя становятся равнозначными, так как сам учитель оказывается в роли зрителя;
коллективная работа помогает выработать чувства взаимопомощи, поддержки, лучше узнать друг друга, выявить лидеров в коллективе.
коллективная работа позволяет научить деловому общению, дать опыт публичных выступлений;
ролевая игра дает возможность отличиться ученику, не обладающему хорошими знаниями, преодолеть ему внутреннюю боязнь замечаний учителя и товарищей по классу;
для учителя такие формы работы дают возможность накопить наглядный материал для последующих уроков.
Материалы о воспитании и обучении:
Метод геометрических мест
Учитель разъясняет сущность метода геометрических мест. Сущность метода геометрических мест, используемого при решении задач на построение, состоит в следующем. Пусть, решая задачу на построение, нам надо найти точку Х, удовлетворяющую двум условиям. Геометрическое место точек, удовлетворяющих перв ...
Психолого – педагогические основы формирования речи
Речь — важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельност ...
Влияние малых форм фольклора
на развитие речи детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому ...
В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.