Пути и средства формирования познавательной способности старшекласников в процессе изучения истории таджикского народа

Педагогика сегодня » Формирование познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа » Пути и средства формирования познавательной способности старшекласников в процессе изучения истории таджикского народа

Страница 11

Педагогический эксперимент проходил в естественных условиях, в процессе изучения учебной программы истории таджикского народа. В ходе исследования проверялись достоверность выдвинутых в исследовании теоретических положений и эффективность предложенных дидактических мер.

Одной из предложенных нами дидактических мер по формированию познавательной способности является добывание знаний через сравнение и составление таблицы. Основную часть процесса сравнения составляет установление линий сравнения. Дидактическая задача учителя – научить учеников вычленять эти линии и формировать найденные признаки. Наиболее высокий уровень познавательной активности ученики проявили в том случае, когда они самостоятельно применяли сравнение и осознали необходимость его использования.

При проведении учебного занятия в одной из экспериментальных классов выяснилось, что способность учащихся экспериментальных классов на много выше, чем учащихся контрольного в сравнении и составлении таблиц по разным темам. Ниже предлагаем таблицу о сравнении экономического развития Бухарского эмирата и Российской империи в начале XX века в одной из экспериментальных классов:

Таблица № 10

Количество указанных признаков

Характеристики развития Бухарского эмирата

Характеристики развития Россия

Экспримент

альный класс

Контрольный класс

Экспримент

альный класс

Контрольный класс

7-9 признак

22%

-

17%

-

5-6 признак

37%

20%

30%

24%

3-4 признак

36%

56%

40%

16%

1-2 признак

5%

24%

13%

66%

0 признак

-

-

-

16%

Анализируя таблицу, можно делать выводы, что способность сравнения у школьников экспериментального класса выше, чем у школьников контрольного класса. Потому что у них столь велик интерес к тем образовательным моделям, педагогическим инновациям, технологиям и подходам, чем у старшеклассников контрольного класса.

Высокий уровень познавательной активности старшеклассников при изучении истории таджикского народа проявляется также при использовании дидактических игр. Они способствуют формированию компетенции – готовности к самообразованию. В процессе дидактических игр ученики ставятся в ситуацию, способную выявить пробелы в своих знаниях и умениях при разрешении задач игры. Ученики самостоятельно оценивают необходимость той или иной информации, осуществляют информационный поиск. Принимая на себя какую-либо роль в дидактической игре, ученики ставятся перед необходимостью усвоить информацию, полученную в выданных пакетах материалов. Перед игрой они получили дополнительные списки рекомендуемой литературы, т.е. они ставятся перед необходимостью дополнительного поиска информации. Полученные книги, статьи, иллюстрации, графики, таблицы они изучали либо самостоятельно, либо обращались за помощью к учителям, которые в данном случае выполняют роль консультанта.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Материалы о воспитании и обучении:

Документные характеристики плана урока
План урока — это документ, в котором отражается тема и цель урока с конкретизацией его дидактических задач, а также краткое содержание материала, изучаемого на уроке. В нем определяются форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся, методы, средства обучения, система заданий и задач ...

Психолого-педагогические условия формирования памяти у дошкольников с нарушениями речи
Дошкольный возраст - это период бурного роста физических и духовных сил ребенка. В первые семь лет жизни интенсивно развиваются различные способности, происходит овладение простейшими нравственными нормами, складываются черты характера. Поэтому дошкольное воспитание имеет решающее значение в общей ...

Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста
Сальникова Татьяна Петровна выделяет несколько условий без соблюдения, которых речевая деятельность невозможна. Потребность в высказывании - условие возникновения и развития речи. Без потребности выразить свои стремления, чувства, мысли человек не заговорил бы. Следовательно, методическим условием ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru