Концентрированное обучение в системе среднего профессионального образования

Педагогика сегодня » Концентрированное обучение в системе среднего профессионального образования

Страница 5

Рассмотрим соотношение понятия "концентрированное обучение" со смежными понятиями. Например, с понятием "погружение", которое довольно часто используется в педагогической теории и практике. Когда говорят о погружении, имеют в виду непрерывное изучение предмета в течение нескольких учебных дней или недель, то есть речь идет о сосредоточении усилий на одной основной дисциплине. Что касается концентрированного обучения, то оно предполагает перестройку организационной структуры обучения как по отдельной дисциплине, так и в целом по всем предметам учебного плана. Погружение, таким образом, есть один из вариантов реализации концентрированного обучения. Введение понятия "степень концентрации" позволяет установить взаимосвязь предлагаемой нами формы и традиционной классно-урочной системы: чем ниже степень концентрации (которая определяется числом одновременно изучаемых дисциплин) учебных предметов, тем концентрированное обучение ближе к классно-урочной системе; чем выше - к системе погружения. Концентрированное обучение отличается от погружения большей вариативностью и гибкостью.

Другое отличие между этими понятиями состоит в следующем. Погружение как углубление в изучение предмета больше связано с психологическими основами обучения (восприятие, внимание и т.д.), в то время как концентрированное обучение отражает все его аспекты: психологический (сосредоточение умственных и физических сил участников обучения), дидактический (концентрация предметов, учебного материала, форм обучения, дидактических средств и т.д.) и методический (создание благоприятных условий для методической деятельности преподавателя на этапах подготовки, проведения и анализа занятий).

Необходимо также сказать о соотношении понятий "концентрированное обучение" и "модульное обучение". Последнее относится, прежде всего, к содержательной стороне учебного процесса. Оно предполагает такое структурирование материала, которое позволяет учащемуся самостоятельно его усвоить. Основная функция модульного обучения - индивидуализация учебного процесса. Концентрированное обучение регулирует, главным образом, организационную сторону обучения. Поскольку форма включает все другие компоненты обучения (цели, содержание, методы, средства и др.), ясно, что понятие "концентрированное обучение" шире понятия "модульное обучение".

Что дает реализация концентрированного обучения?

Во-первых, обеспечивается восприятие, углубленное и прочное усвоение учащимися целостных, завершенных блоков изучаемого материала. Создаются благоприятные условия для целенаправленного и систематического применения комплекса организационных форм обучения, позволяющих вовлекать учащихся в разнообразные виды деятельности. Становится возможной подлинная дифференциация и индивидуализация обучения, его связь с жизнью, будущей профессией.

Во-вторых, концентрированное обучение повышает мотивацию учения: за многочасовые занятия одним предметом внимание не угасает, а, наоборот, нарастает.

В обычных условиях учащиеся находятся на целом ряде уроков, разных по содержанию, но сходных по форме. Это мешает создавать установку на изучение предмета. При концентрированном обучении проводится последовательный ряд занятий, различных по форме, но стабильных по содержанию доминантной деятельности.

В-третьих, концентрированное обучение способствует созданию благоприятного психологического климата. Все участники учебного процесса с самого начала психологически настроены на долговременное взаимодействие друг с другом. Для этой технологии обучения характерна совместная работа педагога и студентов. В ней не только создаются условия для лучшего усвоения знаний, но и формируется способность к саморегуляции деятельности, ее самооценке, развиваются навыки сотрудничества и делового общения.

В-четвертых, при новой организации обучения студенты быстрее и лучше узнают друг друга и педагогов, преподаватели - обучающихся, их индивидуальные интересы, способности. Педагог имеет гораздо большие возможности для выявления причин затруднений в учении, конфликтов, особенностей работоспособности каждого студента. Это позволяет ему вносить обоснованные и своевременные коррективы в методику обучения, проектировать развитие как отдельного обучающегося, так и учебного коллектива в целом.

Однако концентрированное обучение имеет свои границы применения. Оно требует от обучающихся и педагогов большой напряженности, которая в отдельных случаях может порождать утомляемость. Данный подход не может быть в одинаковой степени применен ко всем предметам. Дело в том, что для усвоения и творческого восприятия одних наук и соответствующих им дисциплин необходим длительный процесс "созревания", а для освоения других важным фактором является интенсивность. Так, например, невозможно освоить за короткое время основы философии. Вместе с тем, не вызывает сомнений, что при изучении инженерной графики или иностранного языка допустимо интенсивное обучение. Необходимо тщательно определять те задачи учебного процесса, которые целесообразно решать при помощи концентрированного обучения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы о воспитании и обучении:

Сущность лидерства и возможность формирования его потенциала в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе
Объяснения природы лидерства реализовались в русле психологических школ: психоаналитической (З. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг), сосредоточивший внимание на бессознательном стремлении к первенству, превосходств, реализации «комплекса Наполеона»; йельской (Г. Лассуэл, Б. Скиннер, У.Уайт) и близкой по про ...

Реализация основных положений опытно-экспериментальной методики
Экспериментальное теоретическое исследование состояло из двух этапов: констатирующего и аналитико-поискового. Во время экспериментального исследования систематически анализировались полученные результаты, вносились необходимые коррективы, уточнялась методика. При проведении экспериментального иссле ...

Японская гравюра с середины XVII до середины XIX вв
В Японию гравюра на дереве проникла из Китая, где она была известна с глубокой древности и в основном была посвящена религиозной тематике. С начала XVII в. в японском искусстве возникло новое течение. Художники обращались к природе, к людям, к окружающей их жизни и создавали реалистические произвед ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru