Концентрированное обучение в системе среднего профессионального образования

Педагогика сегодня » Концентрированное обучение в системе среднего профессионального образования

Страница 4

На следующем этапе педагог ставит задачу самостоятельно проработать материал учебника так, чтобы ответить на контрольные вопросы. Самостоятельная работа может быть индивидуальной, в парах и т.д. Педагог в это время выполняет функцию консультанта. На этом этапе в результате самопогружения студентов в изучение предмета осуществляется более углубленное усвоение лекционного материала, его дальнейшее осмысление, формируются самообразовательные умения: работы с книгой, выделения главного в прочитанном, составления плана, установления причинно-следственных связей и т.п.

Третий структурный элемент учебного блока - практическое занятие. Его цель - формирование умений применять новые знания на практике. В результате самостоятельного, а также совместного (с педагогом и другими студентами) выполнения заданий осуществляется закрепление знаний в памяти. Подчеркнем, что проходит это не отсроченно во времени, когда большая часть информации забывается, а непосредственно после ее восприятия и осмысления (в соответствии с закономерностями запоминания). Для практических занятий при концентрированном обучении характерна спокойная, деловая атмосфера взаимодействия и сотрудничества педагогов и учащихся, последних - между собой. Здесь нет места цейтноту, столь характерному для этапа закрепления знаний на традиционном уроке.

На зачете - последнем этапе блока - проверяется степень усвоения основных понятий и ведущих идей, сформированность навыков работы, общих учебных и специальных умений и т.д. Зачет проводится с применением тестирования, результаты которого студенты сами могут оценить по определенным преподавателем критериям. Здесь активно применяется взаимоконтроль, самоконтроль и самооценка. На зачете выделяется также время для проведения совместно со студентами общего качественного и количественного анализа работы в ходе занятия, выделения слабых мест и определения путей их преодоления, а также ориентировки обучающихся в содержании следующего блока по предмету.

Данная модель концентрированного обучения легко адаптируема к существующим условиям, что позволяет перейти к ней при меньших организационных издержках, связанных с составлением расписания учебных занятий, занятостью педагогов и т.д. Однако она снимает проблему калейдоскопичности учебного процесса только в рамках учебного дня. В других организационных единицах многопредметность сохраняется.

Третья модель концентрированного обучения (модульная, со средней степенью концентрации) предполагает одновременное и параллельное изучение не более двух-трех дисциплин, образующих модуль. Организация учебного процесса при этом выглядит следующим образом. Весь семестр разбивается на несколько модулей (в зависимости от числа предметов учебного плана их может быть три-четыре), в течение которых концентрированным образом изучаются две-три дисциплины (вместо традиционных 9 и более). Продолжительность модуля может составлять 4-5 недель. Он завершается сдачей зачета или экзамена. В случае необходимости студенты в процессе изучения модуля выполняют курсовые или дипломные проекты.

При объединении предметов в модуль следует руководствоваться прежде всего принципами преемственности, межпредметных связей, чередования словесно-знаковых и образно-эмоциональных дидактических форм. Могут быть разные варианты реализации данной модели. Например, если модуль включает два предмета, учебная неделя имеет следующую структуру: один день отдается изучению одного предмета, следующий - другого, затем возвращаемся к первой дисциплине и т.д. Другой вариант при тех же условиях: в структуре учебного дня первый учебный блок посвящается изучению одного предмета, второй - другого. На следующий день эта последовательность повторяется или же дисциплины меняются местами.

Положительной стороной модульной организации концентрированного обучения является то, что она создает благоприятные возможности для взаимодействия педагогов, работающих в конкретной учебной группе. В начале изучения модуля коллектив преподавателей ставит общую цель и формулирует задачи всего процесса на предстоящий период. Они доводятся до сведения учебной группы, что дает возможность студентам видеть свои образовательные перспективы. Затем каждый педагог проводит декомпозицию общей цели всего процесса обучения на более частные цели с учетом функциональных возможностей каждого предмета. В течение изучения модуля работа педагогов в учебной группе направлена на решение общих задач. По ее завершении проводится педагогический консилиум и делается заключение о достижении выбранной цели. Эта технология взаимодействия педагогов повторяется с началом изучения нового модуля.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы о воспитании и обучении:

Лабораторный практикум, как форма организации обучения
Информатика сформировала новый вид индивидуальной формы обучения: один на один с компьютером. Как отмечают Е.Н. Челак и Н.К. Конопатова, в преподавании информатики можно говорить об индивидуальном обучении при контакте с коллективным знанием, которое реализуется в форме «ученик и компьютер». Форма ...

Мультимедийные технологии как средство повышения эффективности обучения в школе. Методика работы на интерактивном оборудовании
Объектом изучения темы «Мультимедийные технологии как средство повышения эффективности обучения в школе» являются средства мультимедиа. Предметом изучения данной темы являются возможности средств мультимедиа и перспективы их использования. Мультимедиа - область компьютерной технологии, связанная с ...

Психологические особенности организации взаимодействия младших школьников
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить и ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru