Концентрированное обучение в системе среднего профессионального образования

Педагогика сегодня » Концентрированное обучение в системе среднего профессионального образования

Страница 2

Традиционный учебный день характеризуется подходом к обучающемуся как к объекту обучения, исполнителю и подчиненному. Чаще всего применяются методы, ориентирующие учащихся на исполнительскую деятельность (монологический, репродуктивный). Так, проведенное нами исследование показало, что в среднем за учебный день студенты средней профессиональной школы около 85% времени занимаются такими видами деятельности, как слушание, запись под диктовку, воспроизведение изученного. В течение 89% времени они участвуют во фронтальной работе и лишь около 11% уходит на индивидуальную самостоятельную работу. Групповые формы организации учебной деятельности практически не используются.

Не в лучшем положении оказываются и педагоги. Изучение деятельности преподавателей, работающих в учебной группе, показывает, что она часто разобщена, многие на занятиях "работают" лишь на свой предмет, не соотнося своих действий с работой коллег. Это порой приводит к тому, что отдельные преподаватели, загружая учащихся большим объемом домашних заданий, создают непомерные нагрузки, мотивируют необходимость изучения только их дисциплины.

Недостаток сложившегося структурирования учебного дня состоит и в том, что оно не в состоянии учитывать динамику работоспособности педагогов и учащихся. Известно, что работоспособность человека в течение дня неодинакова: в первые часы он втягивается в работу, следующие 2-3 ч - период наибольшей активности, после чего снова наступает спад. Этот цикл повторяется один раз до и один раз после обеда. Такая же динамика характерна и для дней недели. Все попытки исследователей и практиков учитывать эти закономерности, как правило, ни к чему не приводят - мешает многообразие одновременно изучаемых дисциплин, стремление каждого преподавателя, независимо от места занятия в расписании дня, недели, максимально активизировать учебную деятельность.

В-третьих, рассредоточенный и многопредметный характер профессионального обучения противоречит особенностям профессиональной деятельности, успешность которой во многом зависит от умения специалиста сконцентрировать усилия на выполнении своих функций. Современный специалист должен за короткое время качественно осваивать новые технологии и новое содержание профессиональной деятельности. Поэтому уже в стенах учебного заведения его необходимо подготовить к работе в условиях концентрации времени и усилий.

Применяемая в средней профессиональной школе система организации обучения приводит к противоречию, когда, с одной стороны, требуется активизировать формирование целостной личности современного специалиста, добиться интеграции всех педагогических воздействий и условий саморазвития обучающихся, а с другой - существующий процесс обучения расчленен многопредметностью и мелкотемьем, порождающими частные, несистемные знания, дробление личности.

Один из возможных путей снятия обозначенных выше проблем был предложен нами как результат историко-дидактического исследования развития форм организации обучения в педагогической теории и практике. Речь идет о переходе к концентрированному обучению - особой технологии организации учебного процесса, при которой внимание педагогов и учащихся сосредоточивается на более глубоком изучении каждого предмета за счет объединения уроков, сокращения числа параллельно изучаемых дисциплин в течение учебного дня, недели и др.

Идея концентрированного обучения, вызывающая в последние годы повышенный интерес педагогов-исследователей и практиков, имеет глубокие исторические корни. Ее истоки восходят к трудам Я.А. Коменского, И.Ф. Гербарта, В.В. Розанова, П.П. Блонского, Н. Калашникова и др. В современной отечественной педагогической теории известны концепции интенсивного и интенсивно-циклового обучения, циклового обучения в вечерней школе, обучения методом погружения, в которых в той или иной мере отражена идея концентрированного обучения.

Цель последнего состоит в повышении качества обучения и воспитания учащихся (достижении системности знаний, их мобильности и т.д.) путем создания оптимальной организационной структуры учебного процесса. Его сущностными признаками являются: преодоление многопредметности учебного дня, недели, семестра; длительная, но в то же время посильная продолжительность изучения предмета или раздела учебной дисциплины; непрерывность процесса познания и его целостность (начиная с первичного восприятия и кончая формированием умений); укрупнение содержания и организационных форм процесса обучения; рассредоточение зачетов и экзаменов; интенсификация учебного процесса по каждому предмету; сотрудничество участников процесса обучения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы о воспитании и обучении:

Организация процесса управления подготовкой волейболистов при использовании целевого метода
Практическая реализация целевого метода предусматривала осуществление последовательных операций. Первой из них являлось определение основной цели подготовки команды - войти в финальную часть Чемпионата г. Красноярска среди команд первой группы. В сезон 2009 года команда завоевала право участвовать ...

Особенности мышления школьников
Развитие как физическое, так и умственное тесно связано с возрастом. Сущность возрастных особенностей наглядно раскрывается на примере физического развития человека. Рост, прибавление веса, появление молочных зубов, а затем их смена, половое созревание и другие биологические процессы совершаются в ...

Этапы разработки программного обеспечения
При создании обучающих программ Беспалько В.П. предлагает осуществить следующие основные операции: определить цель создания обучающей программы; создать тематический план; разработать обучающую программу (пошаговый тематический план); создать матрицу – скелет обучающей программы; создать опытный об ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru