В изменяющихся социально-экономических условиях, кроме проблемы финансово-экономического обеспечения учреждений начального профессионального образования (НПО), среди основных остаются вопросы соответствия перечня профессий потребностям рынка труда и образовательных услуг, стандартизации образования, кадрового обеспечения, воспитательной работы. Многие из них, прежде всего, зависят от внутреннего потенциала системы в целом и входящих в нее учреждений.
В настоящее время департамент образования продолжает работу по следующим основным направлениям:
формирование региональной политики в области ПО;
развитие интеграционных процессов между профессиональными учебными заведениями всех уровней;
налаживание социального партнерства в сфере подготовки и переподготовки кадров в различных отраслях экономики региона;
регламентация деятельности учреждений НПО;
переход на обновление качества профессионального образования в соответствии с требованиями государственных стандартов нового поколения;
перепрофилирование учреждений ПО, создание новых типов учебных заведений, открытие подготовки по новым профессиям.
В соответствии с рекомендациями Министерства образования РФ проводится работа с руководителями учреждений НПО по подготовке и оформлению уставов и учредительных договоров. В настоящее время все 43 профессиональных училища и лицея области их имеют.
По мере реализации концепции реформирования системы начального профессионального образования, основанной на Законе РФ «Об образовании», важное значение приобретает государственно-общественный контроль за деятельностью ОУ, осуществляемый через их лицензирование, аттестацию и госаккредитацию.
Отделом развития начального, среднего и высшего профессионального образования осуществляется работа по лицензированию учреждений НПО. В основном она связана с окончанием срока действия лицензий. Проводятся консультации по оформлению пакета документов, представляемых на лицензирование, с последующей экспертизой условий осуществления образовательной деятельности. Из 43 профессиональных училищ и лицеев области 7 не представили документы для получения лицензии. Также ведется работа и по лицензированию негосударственных образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку (в том числе отделов подготовки кадров предприятий области).
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Законом Тульской области «О начальном профессиональном образовании» учебные заведения получили самостоятельность в формировании контингента учащихся и преподавателей, в выборе форм и методов обучения, учебно-методической литературы и т. д. В этих условиях первостепенную роль приобретает соответствие результатов обучения определенным нормам и стандартам.
Процедуру аттестации в 2002 году прошли 6 государственных образовательных учреждений начального профессионального образования - ПУ №№ 32, 36, 39, 40, 41, 44. Ведущими показателями оценки деятельности ОУ в ходе аттестации являются: качество подготовки выпускников в соответствии с требованиями Государственного стандарта профессионального образования; содержание учебно-программной документации и методического обеспечения; наличие учебно-материальной базы, отвечающей требованиям реализуемых образовательных программ; уровень квалификации инженерно-педагогических кадров.
По результатам аттестации оказывается конкретная помощь образовательному учреждению в устранении выявленных недостатков в их деятельности или в поддержке персональных творческих инициатив, определяется место ОУ в системе подготовки кадров по соответствующей группе профессий и специальностей в регионе, осуществляется социальная защита молодежи и взрослого населения от предоставления некачественных образовательных услуг.
Материалы о воспитании и обучении:
Многообразие цвета в работе над линогравюрой
Линогравюры могут быть не только черно-белыми, но и цветными - в две, три и более красок. Конечно, качество такой гравюры в первую голову определяется не количеством красок, а выражением темы наиболее скупыми, но острыми и точно найденными цветовыми отношениями. Это не живопись - здесь цветовые сре ...
Психолого-педагогическая характеристика экспериментальной группы детей с
ОНР
Дети экспериментируемой группы имеют диагноз ОНР II–III уровень. Общее недоразвитие речи (ОНР) – это форма речевого нарушения, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом не сформированы все компоненты языковой системы: фонетика, лексика и грамматика. Дошкольники, при ...
Система работы по формированию непроизвольной
памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи средствами дидактических
игр
Проведенная нами работа по диагностике детей с нарушениями речи старшего дошкольного возраста показала, что эти дети обладают недостаточным уровнем развития непроизвольной памяти. Следовательно, они нуждаются в создании специальных условий, обеспечивающих развитие памяти. В связи с этим нами была с ...
В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.