Воспитание в коллективе

Страница 2

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда развития личности Семья - это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении каждого ее члена. Она формирует у человека представления о добре и зле, о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. Современная семья - это основанная на браке или родстве малая социальная группа. В зависимости от структуры родственных связей выделяют различные типы семей. Наиболее распространенной является простая семья, представляющая собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей состоят в браке, то образуется расширенная (или сложная) семья. Она включает в себя три поколения и более, живущих вместе и связанных общим хозяйством. В зависимости от наличия в семье супругов, образующих ядро семьи, различают полные и неполные семьи. В состав полной семьи входят оба супруга, а в неполной семье один из супругов отсутствует. Однако любой тип семьи предполагает совместную жизнедеятельность ее членов. В совместной жизнедеятельности членов семьи реализуются следующие функции: • репродуктивная - рождение детей; • хозяйственно-экономическая - ведение общего хозяйства и бюджета, распределение обязанностей, забота о нетрудоспособных и их материальное обеспечение; • нравственно-психологического обеспечения - создание благоприятного нравственно-психологического климата в семье, морально-психологическая поддержка каждого члена семьи; • коммуникативная - организация внутрисемейного общения, а также взаимодействие с другими людьми и семьями; • рекреативная - организация досуга, обеспечение условий для восстановления сил и здоровья членов семьи; • воспитательная - создание условий для формирования личности каждого члена семьи и прежде всего ребенка (детей). Семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Семейное воспитание охватывает все направления воспитательной работы: умственное (интеллектуальное) воспитание, нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. При этом очень важно, чтобы семейное воспитание не противопоставлялось школьному воспитанию, а дополняло его. Семейному воспитанию присущи свои методы, а точнее, приоритетное использование некоторых из методов и средств воспитания. Это личный пример, обсуждение, доверие, сопереживание и др. Объективное влияние семьи на формирование личности ребенка реализуется в общении и совместной деятельности членов семьи и во многом зависит от таких факторов, как бытовые условия (материальные, жилищные и др.), нравственно- психологический климат и стиль взаимоотношений взрослых и детей в семье. Целенаправленное педагогическое воздействие семьи на личность определяется также, во-первых, воспитательной активностью родителей и других старших членов семьи и, во-вторых, педагогической культурой взрослых (их умением анализировать, планировать, организовывать воспитательную деятельность). Воспитательный потенциал семьи в значительной мере определяется ее типом. Существуют различные классификации семей не только по составу, но и по типу взаимоотношений в них. Так, Ю. П. Азаров делит семьи на три типа: идеальные, средние и негативные (или скандально-раздражительные). М. И. Буянов различает такие типы семей, как гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная. Выделяют также семьи благополучные, псевдоблагополучные и неблагополучные, в которых имеются явные дефекты воспитания Семейное воспитание должно ограждать ребенка от контактов с безнравственными людьми, а также исключать так называемые «прибавочные раздражители» (роскошь, лакомства, азартные игры и т. п.) из жизни ребенка. Наряду с общими факторами семейной педагогики на воспитательную функцию семьи воздействуют факторы, обусловленные национальной спецификой и социально-культурными нормами и традициями, присущими определенному обществу. Для современной семьи особенно актуальна проблема отношений между поколениями внутри семьи. Можно выделить два стиля отношений между старшими и младшими поколениями в современных семьях: авторитарный и демократичный. Авторитарный стиль характеризуется властью родителей (чаще отца) над детьми. Подобное воспитание преследует цель выработать у младшего поколения привычку беспрекословного подчинения. При этом старшее поколение мало считается с интересами, индивидуальностью и желаниями младшего поколения. Дети в таких семьях растут обычно дисциплинированными и послушными. Однако эти качества, как правило, результат слепого послушания, основанного на угрозе наказания. У младшего поколения в таких семьях слабо развиты самостоятельность, инициатива, творчество В подростковом возрасте дети в таких семьях нередко вступают в конфликты со старшими и отдаляются от семьи. При демократичном стиле семейных отношений старшее поколение в семье выступает организатором всего семейного коллектива. Наказания в таких семьях, как правило, не применяются. Младшему поколению предоставляется значительная свобода действий. Однако в этих семьях не всегда удается определить меру требовательности к детям, выдержать режим дня, обеспечить посильный труд младшего поколения. В результате дети имеют только права, но не имеют обязанностей, становятся индивидуалистами, не способными понимать других людей и быть гражданами и патриотами.

Страницы: 1 2 

Материалы о воспитании и обучении:

Спицы
Спицы являются основным инструментом для ручного вязания. Они бывают стальные, алюминиевые, пластмассовые, на леске или с гбким тросом не меняют своей формы. Эти качества стальных спиц являются незаменимыми, потому что даже малейшие шероховатости и царапины надламывают ворсинки ниток, из-за этого в ...

Значение педагогического творчества И.Г. Песталоцци
И.Г. Песталоцци по праву можно назвать основателем подлинно народной школы. Исходя из выдвинутых им теоретических положений, он обосновал методику обучения родному языку, считая, что речь нужно развивать планомерно и последовательно, одновременно обогащая представления детей об окружающем мире. И.Г ...

Пошаговое рассмотрение технологии публичного выступления
Шаг 1. Определите цели выступления. Выясните, зачем вам нужно выступать? Какую цель вы преследуете? Есть множество целей для публичного выступления, но все их можно свести к нескольким. Информировать слушателей - рассказать им о новом опыте, посвятить в обстоятельства интересующего всех дела. Убеди ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2022 www.lavill.ru