Воспитание в коллективе

Страница 1

Понятие «коллектив» в педагогике – объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом важных признаков.

- Общая социально значимая цель. Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством, не противоречит господствующей идеологии, конституции и законам гос-ва. - Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности. Каждый член коллектива обязан активно участвовать в совместной деятельности. - Отношения ответственной зависимости. Рабочее сплочение, моральное единение. - Общий выборочный руководящий орган. Демократия в коллективе. А.С. Макаренко разрабатывал теорию коллектива (ученического). Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути Макаренко выделял несколько стадий (этапов). Первая – становление коллектива. Педагог стремится оформить группу в коллектив. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности, общей организации. На второй стадии увеличивается влияние актива. Работа актива на этом этапе требует пристального внимания педагога.

Третья и послед стадии характеризуют расцвет коллектива. На данном этапе коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки события – основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии. На всех стадиях развития возникают и крепнут разнообразные традиции. В традициях можно выделить большие и малые. Большие – яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитывают чувства гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению. Малые, будничные, повседневные традиции скромнее по масштабам, но не менее важны по воспитательным воздействиям.

Макаренко выделял три вида перспектив (- это практическая цель, которая способна увеличить и сплотить воспитанников): близкую, среднюю и далекую. Близкая: совместная воскресная прогулка, поход в цирк или театр и тд Средняя: подготовка к запланированному событию: подготовка к соревнованиям, школьному вечеру.

Далекая (- это отодвинутая во времени, наиболее социально значимая цель, требующая значительных усилий для достижения): цель успешного окончания школы.

Обязательность.

Принципы семейного воспитания – это не простой совет родителям. Они требуют обязательного и полного воплощения в условиях семьи. Игнорирование их требований некоторыми родителями не просто снижают эффективность воспитательного взаимодействия с детьми, но и подрывают его основы. Отец или мать, нарушающий требования принципов, самоустраняются от участия в этом процессе, лишают детей радости от общения с родителями, а в отдельных случаях даже приводят к формированию их психической патологии и (или) психологической (поведенческой) девиации. · Комплексность. Принципы несут в себе важное требование, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного взаимодействия в семье. Следовательно, они должны учитываться не в последовательной цепочке, а одновременно. Равнозначность. Принципы семейного воспитания как общие фундаментальные положения одинаковы по педагогической значимости. Среди них нет таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, реализацию которых можно отложить даже на ближайшее будущее. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные педагогические нарушения течения воспитательного процесса в условиях конкретной семьи. § Принцип креативностипредусматривает создание в семье необходимых условий для свободного развития и реализации способностей детей. Родителям важно не только знать физиологически обусловленный уровень интеллектуальных, физических и других задатков своих детей, но и оказывать им содействие в их развитии, применении и совершенствовании. Это создает благоприятные предпосылки для диагностики и реализации личностного потенциала ребенка в приемлемой для него сфере общественно-значимой деятельности. § Принцип гуманизмапредполагает признание личности ребенка, как любого другого человека, в качестве абсолютной человеческой ценности. Это требует от родителей понимания и признания самоданности и уникальности своих детей, их неповторимости в человеческой жизни. § Принцип демократизмаосновывается на установлении равноправных духовных отношений между взрослыми и детьми. Естественно, что это не требует признания «руководящей роли» ребенка в семье – это само по себе абсурдно. Однако учет его мнения о тех или иных событиях, предложений по решению семейных задач и проблем должен стать правилом для семьи. § Принцип гражданственноститребует от родителей целенаправленной деятельности по реализации собственного «Я» ребенка в системе общественно-государственных отношений. В более раннем возрасте это может быть участие в работе общественных организаций, в последующем – реализация собственных прав и исполнение обязанностей перед государством, обществом и семьей. § Принцип ретроспективноститребует от родителей осуществления воспитательного взаимодействия с ребенком с позиций преемственности национальной воспитательной системы, учета национальных, региональных и муниципальных педагогических систем, устоев и традиций. § Принцип приоритетности общечеловеческих нравственных норм и ценностейпредполагает построение системы семейного воспитания с учетом общепризнанных нравственных норм и ценностей, а также подходов к построению межличностного взаимодействия. Здесь важно, чтобы критерии отбора семейных норм и ценностей не противоречили признаваемым человечеством. · Приоритет ближайшего круга общения. Его значение основано на том, что сила взаимного влияния людей друг на друга прямо пропорциональна степени их духовной, этической, моральной и нравственной близости. Однако необходимо учитывать, что у тех, кого мы любим, всегда есть власть над нами. · Считать ребенка таким, каким он должен быть. Соблюдение этого правила формирует так называемую «перспективу личностного развития ребенка». В связи с этим вполне уместно привести слова В.Гете: «Если мы принимаем людей такими, как они есть, мы делаем их хуже. Если же мы относимся к ним так, как будто они таковы, какими им следует быть, мы помогаем им стать такими, какими они в состоянии стать». · Избегать «давящего молчания». Молчание, иногда в воспитательных целях сознательно удерживаемое родителями, вызывает у ребенка нарастающее и непереносимое неприятное чувство, когда он сам в себе вдруг начинает слышать непроизнесенное родительское «Ты этого заслужил своим поведением». · Признание внутреннего начала ребенка. Великое искусство делать детей другими состоит в том, чтобы сначала вынудить его признать это начало внутри себя, а затем внушить ему, что он может стать лучшим. · Использование «зависимости Парето»в разговоре с детьми. Ее смысл заключается в том, что в первые 20% времени разговора человек достигает 80% результата, а за оставшиеся 80% - всего лишь 20% эффективности. · «Попадание впросак». Непослушный ребенок, попавший в неудобную ситуацию, когда он выглядит некрасиво или глупо (причем он понимает, что сам «подставился» своим непослушанием), спешит скорее из нее выбраться.

Страницы: 1 2

Материалы о воспитании и обучении:

Типовой учебный план
Типовой учебный план – это документ, предназначенный для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровня подготовки выпускных учебных заведений средне специального образования. Он определяет общий перечень дисциплин, и обязательные объемы времени для их реализации, виды и миним ...

Общие правила выделения мнемических опор
1. Текст не разбивается предварительно на части. 2. Главные мысли выделяются по ходу чтения материала. 3. Части формируются сами собой вокруг главных мыслей. 4. Главные мысли текста должны иметь единую смысловую связь — вытекать одна из другой, как «ручеек». 5. Правильно выделенные основные мысли д ...

Построение чертежа выкройки для кофточки с втачным рукавом
Построение спинки Мерки: ПОШ — 18 см ПОГ — 48 см ПОБ — 50 см ДТС — 39 см Длина бока — 17 см Ширина плеча—13 см Высота роста — 160 см Длина бедер — 18 см Провести две линии: горизонтальную и вертикальную. На пересечении двух линий поставить точку Ц1-Росток — выемка от середины спинки до начала плече ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru