1 – доброта, 2 – согласие, 3 – теплота, 4 – готовность прийти на помощь, 5 – сотрудничество.
Для выявления негативного отношения в качестве критериев определили следующие признаки:1 – несогласие, 2 – равнодушие, 3 – частые конфликты, 4 – отсутствие сотрудничества, 5 – холодность.
По наличию данных факторов мы определили характер взаимоотношений между детьми и родителями.
После подводим итоги, складываем отмеченные цифры. Итоговый показатель – сумма – может колебаться от 0 (самая неблагополучная) до 10 (наиболее положительная оценка). Подробное описание по каждой семье представлено в приложении К.
Таким образом, у 53 % (01, 02, 05, 06, 08, 11, 12, 14) семей взаимоотношения носят неустойчивый характер, т.е. они могут быть и негативными и позитивными в зависимости от ситуации. У 40 % (03, 04, 07, 09, 13, 15) семей взаимоотношения характеризуются как позитивные, стабильные. У 7 % (10) семей взаимоотношения негативные.
Полученные данные наглядно изображены в виде диаграммы:
Рисунок 7 - Семейные взаимоотношения детей и взрослых в быту
Сравнив результаты тестов, мы наглядно представили данные в виде сводной таблицы, в которую ввели данные проведенных тестов:
Код семьи |
01 |
02 |
03 |
04 |
05 |
06 |
07 |
08 |
09 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Тр. |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
Но. |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
где:
Тр. – это тревожность, проявляемая ребенком в семье;
Но. – это неадекватное отношение родителей к ребенку;
1 - наличие признака;
0 – отсутствие признака.
По данной таблице видно, что 80 % показатели совпадают. Исходя из этого, можно сделать вывод, что взаимоотношения родителей играют немаловажную роль в воспитании ребенка.
На основании проведенного теста – опросника удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко) мы определили у супругов уровни удовлетворенности браком.
Следовательно, на основании полученных данных можно сделать следующие выводы:
7 % семей (06) – абсолютно неблагополучные,
13 % семей (02, 08) – неблагополучные,
27 % семей (05, 07,14,11) – скорее неблагополучные,
27 % семей (01, 04, 10, 12) – переходные,
13 % семей (13, 09)– скорее благополучные,
13 % семей (15, 03) – благополучные,
0 % семей – абсолютно благополучные.
Наглядно результаты тестирования представлены в виде диаграммы:
Рисунок 5 – удовлетворённость браком
Полученные данные при проведении диалогического опросника межличностных отношений супругов (ДОМОС) были использованы при разработке социально-педагогической помощи.
На основании проведенного опросника АСВ (Анализ семейного воспитания) Э. Г. Эйдемиллера нами были выявлены следующие нарушения семейного воспитания:
Материалы о воспитании и обучении:
Психолого-педагогическая характеристика обследованных
школьников
Контрольную группу составили 30 учащихся второго класса в возрасте 8 лет, не имеющие патологии речевого развития. Экспериментальную группу составили 30 учащихся второго класса в возрасте 8 лет с различными видами речевой патологии (нарушение звукопроизношения, дисграфия, дислексия). В состав экспер ...
Обучающая игровая методика «Смысловые единицы»
Инструкция: «Сейчас мы с тобой будем учиться запоминать текст. Сначала нужно прочитать рассказ, а потом выделить главные мысли этого рассказа. Для этого тебе нужно несколько раз задать два вопроса к тексту: о ком (или о чем) говорится в начале текста и что об этом говорится? После того как ответишь ...
Важнейшие средства и методические основы воспитания лидеров детского
коллектива
В психолого-педагогической литературе обсуждается вопрос о путях развития лидерского потенциала личности на разных возрастных этапах. Существует две точки зрения. Первая предполагает, что лидером нужно родиться, что обучение и воспитание не играют никакой роли. Вторая точка зрения заключается в том ...
В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.