Социально-педагогическая диагностика супружеских взаимоотношений и их влияния на семейное воспитание

Педагогика сегодня » Влияние супружеских взаимоотношений на воспитание ребёнка в семье » Социально-педагогическая диагностика супружеских взаимоотношений и их влияния на семейное воспитание

Страница 3

Результаты проведённого тестирования позволили нам сделать следующие выводы.

Для изучения характера взаимоотношений в семье нами рассмотрены

следующие факторы:

1. Типовые состояние семьи: эмоциональный комфорт; тревожность; эмоционально - психологический дискомфорт и нервно - психические напряжение.

2. Стиль семейного воспитания: либеральный, демократический, авторитарный, неустойчивый.

3. Особенности семейного воспитания:

- создание условий родителями для правильного развития ребенка: нормальные жилищно-бытовые условия; организация места для занятий; создание домашней библиотеки; наличие игровых уголков; контроль за соблюдением санитарно-гигиенического режима.

- родители развивают познавательные интересы ребенка (вместе с детьми слушают радиопередачи; читают книги; беседуют о прочитанном; поощряют любимые занятия ребенка).

- родители оказывают помощь в учении, организации домашнего учебного труда.

- дети имеют конкретные трудовые обязанности в семье.

- родители видят недостатки в воспитании своих детей.

4. Недостатки семейного воспитания.

5. Причины недостатков.

Первая часть практической работы по изучению характера супружеских взаимоотношений в семье проводилась с подростками с помощью следующих методов: изучение состава семьи; беседа; тест КРС (кинетический рисунок семьи); анкета на изучение взаимоотношения детей и взрослых, проявляемые в быту.

Данные и результаты, полученные при проведении различных методов с детьми, имеют субъективную оценку детей, т.е. отражают точку зрения детей подросткового возраста.

Первым из методов, использованных в исследовании семьи, была беседа. Цель беседы: установить контакт с семьей; получить основные данные о семье (состав: полная, формально полная, неполная; количество детей, их возраст). Полученные данные оформили в виде таблицы.

Общий анализ данных выглядит следующим образом:

100% из 15 семей имеют полный состав.

По количеству детей: 13,3 % (семьи 03, 07) имеют 2 детей; 86,7% (семьи 01, 02, 04, 05, 06, 08, 09, 10, 11, 12, 13, 14, 15) имеют 1 ребенка.

С целью выявления взаимоотношений в семье, вызывающих у ребенка тревогу, получения данных о том, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них, нами был проведен тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана.

Этот тест дает богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого ребенка. Тест КРС состоит из двух частей: рисование своей семьи и беседа после рисования. Для выполнения теста ребенку давали стандартный лист бумаги для рисования, карандаши и ластик. После того, как дети заканчивали рисунок, нами отдельно проводилась беседа по следующей схеме:

1) Кто нарисован на рисунке? Что делает каждый член семьи?

2) Где работают и учатся члены семьи?

3) Как в семье распределяются домашние обязанности?

Анализ рисунков семьи осуществлялся по следующим показателям: наличие беспокойства у детей об отношении к ним взрослым, эмоциональное напряжение и дистанция, дискомфорт, наличие враждебности по отношению к взрослым, межличностные отношения в семье. На основании этих показателей выявили уровни влияния семейных отношений на ребенка.

В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные особенности рисунка. Формальным считается качество линий, расположение объектов рисунка, стирание всего рисунка или его отдельных частей, заштриховывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке. Рисунки детей анализированы по количеству баллов, набранных при наличии определенных симптомов. Исходя из количества баллов, определили симптомокомплексы семейной ситуации.

Р. Бернс и С. Кауфман выделяют 5 симптомокомплексов: благоприятная семейная ситуация; тревожность; конфликтность в семье; чувство неполноценности в семейной ситуации; враждебность в семейной ситуации.

К высокому уровню родительских отношений мы отнесли рисунки, где ребенку комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в центре рисунка сам ребенок в окружении родителей, изображает себя и родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах взрослых и ребенка улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях. К среднему уровню родительских отношений отнесли те рисунки, где отсутствует кто-либо из членов семьи, наличие беспокойства, ребенок рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта). К низкому уровню родительских отношений: наличие одного из родителей с предметом, угрожающим для ребенка (ремень), запуганное выражение лица ребенка, ощущение эмоционального напряжения через использование в рисунке темных красок. Наличие враждебности по отношению к родителям через прорисовку таких деталей, как разведенные руки, растопыренные пальцы, оскаленный рот и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы о воспитании и обучении:

Социальная работа как практическое воплощение социальной политики
Практическая реализация социальной политики государства осуществляется через социальную работу. Социальная работа как общественное явление свойственна человеческому обществу с момента его существования. В различные периоды своего развития общество помогало в различной форме своим членам выживать. Д ...

Истории линогравюры в зарубежном изобразительном искусстве XVI-XVIII вв
Первое упоминание о гравюре встречается в VI веке нашей эры в истории изобразительного искусства Китая, где гравюра имела прикладное значение и существовала в виде клейм, печатей в буддийских храмах и в качестве трафаретов для цветных тканей. В Европе уже с XV века существовали игральные карты, отп ...

Задачи, неразрешимые циркулем и линейкой
Материал данного параграфа может использоваться на факультативных занятиях. Он может быть представлен ученикам, как в форме лекции, так и в форме докладов учеников. Большое внимание привлекали к себе в течение многих столетий задачи, которые с давних времен известны как "знаменитые задачи древ ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru