Социально-педагогическая диагностика супружеских взаимоотношений и их влияния на семейное воспитание

Педагогика сегодня » Влияние супружеских взаимоотношений на воспитание ребёнка в семье » Социально-педагогическая диагностика супружеских взаимоотношений и их влияния на семейное воспитание

Страница 1

Цель эмпирического исследования – изучить особенности и проблемы супружеских взаимоотношений, выявить влияние супружеских взаимоотношений на воспитание ребенка в семье, разработать и провести социально – педагогическую помощь в формировании и коррекции супружеских взаимоотношений.

Задачи исследования:

1) Выявить особенности и проблемы супружеских взаимоотношений;

2) Разработать и реализовать программу социально-педагогической помощи по формированию и коррекции супружеских взаимоотношений и их влияния на семейное воспитание.

3) Провести оценку эффективности опытно-экспериментальной работы.

Основным методом позволяющим решить поставленную цель, является социально-педагогический эксперимент, который включает в себя четыре этапа: организационный, констатирующий, формирующий, заключительный.

В качестве экспериментальной площадки нами была выбрана МОУ «Новогеоргиевская СОШ» Шимановского района, Амурской области. В исследовании приняли участие 15 семей учащихся 7-го и 8-го классов.

В теоретической части нашего исследования были рассмотрены научно-практические подходы к исследованию проблем супружеских взаимоотношений как социально-педагогического фактора воспитания ребенка в семье.

Для выявления влияния супружеских взаимоотношений на воспитание ребенка в семье и для проведения опытно-экспериментальной работы по формированию и коррекции супружеских взаимоотношений нами были использованы две группы методов. Первая группа методов направлена на изучение супружеских взаимоотношений со стороны ребёнка в семье. Для определения влияния супружеских взаимоотношений на воспитание ребенка в семье, нами были использованы следующие методы исследования для подростков:

- тестирование: 1. Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС), который предоставляет информацию о субъективно воспринимаемой ситуации исследуемого ребенка /15, с.333/. 2.Анкета на изучение взаимоотношения детей и взрослых, проявляемые в быту.

Вторая группа методов направлена на выявление супружеских отношений со стороны супругов. В ходе исследования супругов нами были использованы следующие методы: беседа, анкетирование, тестирование: Тест-опросник удовлетворенности браком; Диалогический опросник межличностных отношений супругов, Опросник АСВ Э. Г. Эйдемиллера.

Данные методики просты в применении, а также позволяют выявить влияние супружеских взаимоотношений на семейное воспитание.

Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС).

Тест позволяет выявить отношение ребенка к членам всей семьи, семейные отношения. Тест разработан Р. Бернсом и С. Кауфманом в 1972 г. Для выполнения теста ребенку даются стандартный лист бумаги для рисования (формат А-4), карандаши и ластик. Инструкция испытуемому: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый член семьи, и ты были чем–то заняты ». Содержательными характеристиками рисунка являются: изображение деятельности членов семьи, их взаимное расположение, соотношение людей на рисунке, качество изображений: размеры, штриховка, красочность, положение объектов на листе и т.д.

Анкета на изучение взаимоотношения детей и взрослых, проявляемые в быту.

Данное исследование проводится с помощью анкеты, для семьи. В качестве критериев позитивных взаимоотношений мы выделили следующие факторы: 1 – доброта, 2 – согласие, 3 – теплота, 4 – готовность прийти на помощь, 5 – сотрудничество. Для выявления негативного отношения в качестве критериев определили следующие признаки: 1 – несогласие, 2 – равнодушие, 3 – частые конфликты, 4 – отсутствие сотрудничества, 5 – холодность. (Приложение А.).

- Тест – опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко). Данный тест – опросник удовлетворенности браком предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности–неудовлетворенности браком, а также степени согласования – рассогласования удовлетворенности браком в конкретной супружеской паре.

- Диалогический опросник межличностных отношений супругов (ДОМОС). Этот опросник позволяет определить возможность оказать социально-педагогическую помощь семье.

- Опросник АСВ (Анализ семейного воспитания) Э. Г. Эйдемиллера позволяет диагностировать тип семейного воспитания и характер его нарушений.В опроснике АСВ диагностируются следующие нарушения семейного воспитания:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы о воспитании и обучении:

Организация проектной деятельности по образовательным линиям программы базового курса
Этот курс ориентирован на обеспечение обязательного общеобразовательного минимума подготовки школьников по информатике. Он направлен на овладение учащимися методами и средствами информационной технологии решения задач, формирование навыков сознательного и рационального использования компьютера в св ...

Организация самостоятельной театрализованной деятельности и развитие творческой активности дошкольников
Изучение потенциальных возможностей ребенка в ходе художественной деятельности проводится учеными в контексте проблемы формирования детского творчества: художественно-речевого; театрализовано-игрового. Гармоничное сочетание разных видов художественной деятельности в театрализованной игре позволяет ...

Организация театральных игр в дошкольном учреждении
Дано понятие и выявлена сущность «игры». Рассмотрены психологические особенности развития дошкольников в игре. Выявлены основные группы театральных игр В логопедической практике с дошкольниками широко используется основной вид деятельности ребенка – игра. Это источник его нравственного и умственног ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru