Научно-практические подходы к исследованию проблемы влияния супружеских взаимоотношений на воспитание ребёнка в семье

Педагогика сегодня » Влияние супружеских взаимоотношений на воспитание ребёнка в семье » Научно-практические подходы к исследованию проблемы влияния супружеских взаимоотношений на воспитание ребёнка в семье

Страница 1

В последнее время растет интерес ученых и практиков к проблеме влияния супружеских взаимоотношений в семейном воспитании. Вопросы влияния супружеских взаимоотношений на семейное воспитание рассматривают социологи, психологи и педагоги. Изучена роль семейного воспитания в возникновении детских неврозов (А.И. Захаров, А.С. Спиваковская), исследование влияние родительского воспитания на общение ребенка со сверстниками (Ю.Б. Насонова). Психологами доказано, что супружеские взаимоотношения оказывают сильное влияние на самооценку ребенка, его образ Я. Первый кто выделил тип семейной ситуации, формирующий у ребенка положительную Я-концепцию, был Л.Д. Скотт. Исследовав 1800 подростков, он установил, что те из них, у кого дома царит атмосфера взаимного доверия между родителями, в жизни более приспособлены, независимы, у них выше самооценка. Напротив, подростки из семей, где царит разлад, менее приспособлены, у них заниженная самооценка, нервное напряжение.

В. Соловьев, совокупность семейных взаимоотношений разделил на семь видов.

1. Социально-биологические отношения охватывают сферу половозрастной структуры и численности семьи, рождаемости, гигиены.

2. Хозяйственно-экономические включают ведение домашнего хозяйства, семейный бюджет, распределение обязанностей по дому.

3. Юридические отношения характеризуют правовое регулирование брака и развода, личных и имущественных прав и обязанностей супругов.

4. Нравственные отношения охватывают вопросы семейных чувств, прежде всего любви и долга, и нравственных ценностей семьи, идейно нравственного воспитания.

5. Психологические отношения представляют из себя сферу взаимодействия психического склада членов семьи и реализует моменты их совместимости, психологического климата в семье, формирования чувств и межличностных отношений, развития ребенка как личности.

6. Педагогические отношения прямо касаются вопросов семейной педагогики и реализации воспитательных функций семьи.

7. Эстетические отношения определяют эстетику поведения, речи, одежды, жилища, использование достижений литературы и искусства.

Специалисты обычно выделяют три важнейшие сферы семейных отношений: «хозяйственно-экономическую», «нравственно-психологическую», «интимную». Именно эти три сферы более определяют бытие и существование семьи, соответственно ее стабильность и условия для воспитания детей.

Социальная психология утверждает, что все виды межличностных отношений между супругами можно свести к двум полярным типам – кооперации (сотрудничество) и конкуренции (соперничество).

Сотрудничество – идеальный случай взаимоотношений супругов, предполагающий взаимопомощь и взаимоподдержку. Паритет – ровные, «союзнические» отношения, основанные на взаимной выгоде всех членов семьи. Соревнование – желание добиваться большего и лучшего по сравнению с другими при сохранении с ними хороших взаимоотношений. Конкуренция – стремление главенствовать над другими, подавлять их в каких-либо сферах. Антагонизм – резкие противоречия между членами группы, при которых их объединение носит явно вынужденный характер и сохраняется из-за сильного давления извне.

Любой из этих пяти характеров проявляется в семье, способствуя или препятствуя ее стабильности, сохранению и выполнению важнейших функций жизнедеятельности. Идеальный характер взаимоотношений – это сотрудничество. Атмосфера взаимопомощи и взаимоподдержки, действенного сочувствия крайне важна не только для сохранения семьи. Именно в ней воспитание и развитие ребенка протекает ровно и безболезненно. Но сохранить атмосферу сотрудничества семье не всегда удается.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы о воспитании и обучении:

Методические особенности обучения детей физкультурным знаниям, умениям и навыкам
Формирование знаний в сфере физической культуры, практических умений и навыков осуществлялось в процессе специально организованного обучения детей 5-6 лет. Основные теоретические сведения дети получали на познавательных занятиях, организованных воспитателями групп. Занятия проводились один раз в не ...

Функции педагогической деятельности
Передача знаний, умений и навыков (ЗУН), формирование на этой основе мировоззрения у воспитанников. Развитие интеллектуальных сил и способностей подрастающего поколения, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер. Формирование нравственного поведения учащихся на основе сознательного усвоен ...

Историко-методологические основы проблемы становления и развития среднего профессионального образования
Истоки возникновения среднего профессионального образования в целом и средних специальных учебных заведений в частности, тесным образом связаны с появлением ещё в средние века (XI – XV вв.) системы городских цехов различного профиля, возникших прежде всего там, где был высок спрос на производство о ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru