Сущность и особенности воспитания ребенка в семье

Страница 4

Оптимальная родительская позиция должна отвечать трем главным требованиям: адекватности, гибкости и прогностичности.

Адекватность позиции взрослого основывается на реальной точной оценке особенностей своего ребенка, на умении видеть, понять и уважать его индивидуальность. Родитель не должен концентрироваться только на том, чего он хочет в принципе добиться от своего ребенка; знание и учет его возможностей и склонностей – важнейшее условие успешности развития.

Гибкость родительской позиции рассматривается как готовность и способность изменения стиля общения, способов воздействия на ребенка по мере его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. «Закостенелая», инфантилизирующая позиция ведет к барьерам общения, вспышкам непослушания, бунта и протеста в ответ на любые требования.

Прогностичность позиции выражается в ее ориентации на «зону ближайшего развития» ребенка и на задачи завтрашнего дня; это опережающая инициатива взрослого, направленная на изменение общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития.

Чаще всего в психолого-педагогических исследованиях для определения, анализа родительского отношения используются два критерия: степень эмоциональной близости, теплоты родителей к ребенку (любовь, принятие, тепло или эмоциональное отвержение, холодность) и степень контроля за его поведением (высокая - с большим количеством ограничений, запрещений; низкая – с минимальными запретительными тенденциями).

Более точно охарактеризовать родительское отношение и соответствующее поведение позволяет учет сочетания крайних вариантов проявления этих факторов (критериев). Г. Крайг выделяет четыре типа воспитания: авторитетный – теплые отношения, высокий уровень контроля; авторитарный – холодные отношения, высокий уровень контроля; либеральный – теплые отношения, низкий уровень контроля; индифферентный – холодные отношения, низкий уровень контроля.

Определить тип воспитательного процесса помогают характерные особенности, выявленные Э.Г. Эйдемиллером: уровень протекции – мера занятости родителей воспитанием, оценка того, сколько сил, времени, внимания уделяют родители ребенку; полнота удовлетворения потребностей (материально-бытовых и духовных); степень предъявления требований – количество и качество обязанностей ребенка; степень запретов – мера самостоятельности ребенка, возможность самому выбирать способ поведения; строгость санкций – приверженность родителей к наказаниям как к приему воспитания; устойчивость стиля воспитания – выраженность колебаний, резкости смены приемов воспитания.

В семье могут быть представлены одновременно несколько стилей отношения к ребенку: отец, мать, бабушки и дедушки могут конфликтовать друг с другом, отстаивая каждый свой стиль, и т.д. Кроме стилей отношений, обращенных непосредственно к ребенку, на его воспитание оказывает безусловное влияние стиль взаимоотношений взрослых членов семьи.

Таким образом, современные родители должны обладать важнейшей способностью к рефлексии на индивидуальные и возрастные особенности ребенка, готовностью к сознательному поиску наиболее эффективного стиля его индивидуального воспитания. Именно в наше время так много возможностей обучаться и продвинуться в выработке собственного неповторимого стиля, культуры семейного воспитания.

Страницы: 1 2 3 4 

Материалы о воспитании и обучении:

Критерии эффективности воспитательной системы
Основной целью воспитательной системы является оптимизация ее функционирования и развития: во-первых, моделирование строящейся системы; во-вторых, организация коллективной творческой деятельности детей и взрослых; в-третьих, ориентирование в такой деятельности учащихся, педагогов на общечеловечески ...

Возрастныет и индивидуальные особенности обучения детей искусству хореографии
Педагог-руководитель хореографического класса постоянно занимается эстетическим воспитанием детей, с тем, чтобы они были всесторонне подготовлены к художественному восприятию и созиданию действительности. В основе этого воспитания лежит формирование любви к своей национальной культуре, народному тв ...

Методика работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста через аппликацию
В обучении аппликации решаются следующие общие задачи: Составлять декоративный узор из различных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы. Составлять изображение предмета из отдельных частей; изо ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2022 www.lavill.ru