Роль субъективных и объективных факторов в формировании познавательных способностей старшеклассников

Педагогика сегодня » Формирование познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа » Роль субъективных и объективных факторов в формировании познавательных способностей старшеклассников

Страница 8

Реализации этой же цели служат также регулярно проводимые в школе предметные и непредметные тематические дни и недели. В рамках таких мероприятии школьники выполняют творческие задания, играют, участвуют в тематических конкурсах и викторинах. В школах области, где проводились опытно – экспериментальные работы, были организованы система кружков и факультативов, что и способствовали развитию познавательных интересов и способностей учащихся. У них появился возможность углубленно заниматься тем, что их интересует и стимулирует развитию их познавательной способности. Для поддержания познавательной активности старшеклассника в школах ежегодно проводились школьная олимпиада, где они соревновались в решении задач, требующих нестандартного подхода, логики и самостоятельности мышления. Каждый год вырос число победителей, участвующих в районных, областных и даже республиканских олимпиадах.

Немаловажное значение в этой области имеет интегрированный процесс обучения, который стимулирует развитие познавательной способности школьников, и это даёт возможность усовершенствовать все виды способности, что позволит старшекласснику учиться и жить в изменившейся ситуации. В современных условиях знания и умения, как единицы образовательного результата необходимы, но недостаточны, чтобы быть успешным в информационном обществе. Для старшеклассника чрезвычайно важна не столько энциклопедическая грамотность, сколько способность применять обобщенные знания и умения для разрешения конкретных ситуаций и проблем, возникающих в реальной деятельности. При таком подходе знания являются базой формирования интегрированной компетентности.

На современном этапе развития технологий заинтересованному в прошлое ученику (особенно в городах) доступно любая историческая информация, от многочисленных детских справочников и энциклопедий до телепередач и международной сети «Интернет». Именно, поэтому заинтересовать класс прежними средствами и приемами удается далеко не всегда. В этой связи многие методисты и учителя истории предлагают вынести на первый план задачу «оживления» исторического процесса, наполняя его чувствами, переживаниями, страстями, придавая эмоциональную окраску историческим событиям.

Учитель, творчески мыслящий просто обязан показать исторический процесс не только как сухие факты: цепочку войн, переворотов, революций, изобретений, но и путь эмоциональных, а иногда и драматических взлетов и падений человечества на протяжении развития и совершенствования.

Хорошо продуманная и организованная работа, направленная на решение этого вопроса позволит не только мотивировать познавательную деятельность школьников, но и позволит воспринимать историю как нечто живое.

Одним из методов «оживления» истории выступают познавательно - развивающие вопросы, в результате ответа на которые учащиеся не просто воспроизводят изученный ранее материал, а, как правило, самостоятельно приходят к необходимым выводам и оценивают исторические события по своим точкам зрения.

Наши наблюдения показали, что ученик, догадавший, что учитель собирается задать ему репродуктивный вопрос, не всегда подготовленный, слегка настораживается. А после неправильного ответа, даже при вежливой реакции учителя, может и вовсе замолчать, что и приводить к снижению познавательной активности ученика. Поэтому составлять познавательные вопросы необходимо таким образом, чтобы их с нетерпением ждали, встречали и радовались как долгожданной новой игрушке с одной стороны, и с другой не ответить на которые совсем было бы просто невозможно, и наконец, чтобы даже неправильный, неточный ответ не понижал, а напротив, повышал познавательную активность ученика.

Поэтому, для стимулирования познавательной деятельности, способствующий развитию познавательной способности, мы предлагали учителям экспериментальных классов следующие инструкции:

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Материалы о воспитании и обучении:

Принципы и методы отбора содержания курса информационные технологии
Принципы и методы отбора содержания обучения в вузе на общетеоретическом уровне рассматривались в работах Кузнецова А.А., Кузнецова Э.И. Бешенкова С.А., Жданова С.А, С.А.Архангельского, Е.Л.Белкина, В.И.Кагана, Ю.М.Калягина, В.М.Монахова, А.М.Пышкало и др. По мнению многих авторов, например, А.А.До ...

Задачи, неразрешимые циркулем и линейкой
Материал данного параграфа может использоваться на факультативных занятиях. Он может быть представлен ученикам, как в форме лекции, так и в форме докладов учеников. Большое внимание привлекали к себе в течение многих столетий задачи, которые с давних времен известны как "знаменитые задачи древ ...

Педагогическая мораль и ее проявления в деятельности педагога
Педагогическая мораль представляет собой систему общих и частных норм, правил и обычаев, находящихся между собой в сложных взаимоотношениях. Для того чтобы эффективно регулировать поведение учителя, система требований педагогической морали должна обладать внутренней согласованностью, то есть общие ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru