Роль субъективных и объективных факторов в формировании познавательных способностей старшеклассников

Педагогика сегодня » Формирование познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа » Роль субъективных и объективных факторов в формировании познавательных способностей старшеклассников

Страница 7

Как уже отмечалось ранее, наблюдения за работой старшеклассников, беседы с ними и ответы на анкетные вопросы свидетельствует о положительном отношении учащихся к новым видам работ, потому что они отвечают стремлению школьников к самостоятельному добыванию знаний и вносят новые формы подкрепления учебной деятельности. Эти факторы являются внутренними объективными факторами, способствующими формированию познавательных способностей. К внутренним объективным факторам, способствующим формированию познавательной способности старшеклассников на уроках истории таджикского народа также можно отнести: создание поисковой, проблемной ситуации на уроке, как необходимое условие для развития логического мышления; последовательное осуществление принципа индивидуализации в обучении; использование всего передового в структурных формах педагогического процесса в условиях кабинетной системы с применением дидактических и технических средств обучения, обеспечивающих активизацию самостоятельной деятельности старшеклассников; усиление связи обучения с жизнью; развитие самостоятельности и практической активности учащихся в учебно – познавательном процессе и другие.

Как показали наши наблюдения, причиной низкого уровня развития познавательных способностей старшеклассников является то, что в подходе к методическим средствам многие учителя ориентированы на эмпирический уровень общения с учащимися и мало используют интерактивные подходы, согласуя это со стиля изложение содержания материала в учебнике по истории таджикского народа. В реальной действительности он мало совпадает с подходами учителя. и автора в решении задач усвоении знаний, умений и навыков и формирование познавательных способностей старшеклассников. А эффективность познавательной деятельности школьника зависит от процесса решения ими проблемных задач и заданий при соблюдении всех указанных факторов.

Особенно главным звеном в развитии познавательных способностей старшеклассников в учебно – познавательном процессе при решении познавательных задач в системе познавательных действий является прогнозирование, т.е. выдвижение гипотезы. Применение прогнозирования в учебном познании способствует развитию познавательной активности учащихся данного возраста, требуя от них единство индукции и дедукции в их взаимообусловленности для дальнейшего развития познавательных способностей. Опыт показывает, что учащихся заинтересовывают такие задания, при которых от них требуется доказательство, гипотеза или прогнозирование.

Большую роль в формировании и развитии познавательной способности учащихся также играют многочисленные внешкольные и внеклассные работы в школе, относящихся к объективным факторам формирования познавательной способности старшеклассников. С этой целью согласно действующему учебному плану в общеобразовательных школах введено определенное количество часов за счёт школьного компонента, для углубленного, теоретического и практического изучения ряд предметов, дифференцированное обучение и т.д. На этих учебных занятиях, учителю приходится использовать различные подходы и приемы, как: игры, учебные диалоги, различные проблемные и творческие задания и другие формы деятельности. Необходимым условием этого является развитие и подержание у учеников учебной мотивации, для чего используется техника стратегии «критического мышления», вопросы-«ловушки», проблемные ситуации, задания повышенной сложности, дающие возможность даже наиболее сильным ученикам учиться с интересом. Все это позволяет эффективно развивать познавательные интересы и способности учащихся на изучении школьных предметов, в том числе истории таджикского народа. Немаловажную роль в развитии познавательной способности школьника при изучении истории таджикского народа играет создание образовательной среды во внеурочное время. При этом для нашей школы при интерактивном подходе характерно, что возможность творчества школьники получают не только на занятиях искусством (рисование, музыка, театр), но и во всех учебных предметах (литературное творчество, сочинения по истории, математические сказки и т.д.), а также во внеурочной деятельности (конкурсах, дня самоуправления, KВН и т.п.).

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Материалы о воспитании и обучении:

Психологические особенности организации взаимодействия младших школьников
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить и ...

Понятие общения: сущность и содержание
Общение – одна из распространенных категорий, получивших описание в философской, социологической и психолого-педагогической литературе. Поскольку каждая из этих наук рассматривает феномен общения с различных позиций, то смыслы, которые вкладывают в понятие «общение», могут отличаться. Изначально об ...

Специфика преподавательской деятельности учителя истории
Преподавание истории в школе – процесс сложный и многогранный. Уроки истории обладают колоссальным воспитательным потенциалом. К сожалению, в России развитие исторической науки оставляет желать лучшего, нет четко разработанного подхода к преподаванию истории в школе и вузе. В школах с углубленным и ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru