Роль субъективных и объективных факторов в формировании познавательных способностей старшеклассников

Педагогика сегодня » Формирование познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа » Роль субъективных и объективных факторов в формировании познавательных способностей старшеклассников

Страница 6

1 вопрос. Соотнеси фамилии политических деятелей и с фактами их биографии и деятельности.

Махкамов К.

Набиев Р.

Рахмонов Э.

Первый президент избравшим всеобщим голосованием

Провозгласил независимость Республики Таджикистан

Глава правительства, которому удалось укрепить государству после кризиса 90-х годов.

2 вопрос. Какие особенности приватизации привели Таджикистан к экономическому и социальному кризисам?

Вмешательство иностранного капитала в таджикскую экономику.

Непрофессиональные консультации западных экономистов, работавших с правительством республики.

Зависимость от международных финансовых структур.

Приватизация не получила всенародной поддержки.

Политические цели доминировали над экономической целесообразностью.

Социальный раскол таджикского общества.

Самостоятельная работа проводилась не только тогда, когда давали ученикам задание или они отвечали на вопросы, решали задачу, но и во время объяснения новой темы, в определённое время старшеклассников попросили совершить какое - то действие.

Наблюдения и эксперименты доказали, что на качество и скорость выполнения самостоятельной работы также влияют способы постановки задания: как они сформулированы, понятны ли ученикам, готовы ли школьники к заданию такой трудности, выполнялись ли раньше подобные задания и т.п.

Другим объектом формирования познавательной способности старшеклассников является сама школа. Перед современной школой стоит задача всемерного развития самостоятельности и творческой активности учащихся в обучении, подготовки их к самостоятельному приобретению знаний и повышению своего научного кругозора после окончания школы. Поэтому в процессе эксперимента мы постарались, чтобы выдвинутая нами гипотеза о том, как познавательная деятельность может выступать эффективным средством развития познавательных способностей старшеклассников в учебно-познавательном процессе, путём познавательных задач оправдал себя. Мы убедились, что если учебный процесс в общеобразовательных школах проводится так, как в экспериментальных классах, развивается познавательная способность школьников, они будут способны усваивать предлагаемый им материал сознательно, вникать в суть изучаемых материалов овладеть, наиболее совершенными методами самостоятельной работы. Опыт и исследования ещё показали, что как бы хорошо учитель ни излагал материал, какие бы разумные советы и указания ни давал, цель обучения не будет достигнута, если сами учащиеся не будут прилагать необходимых усилий.

Предлагая данную методику, мы не можем не согласиться с мнением Т. И. Шамовой, которая пишет: «…если у ученика вообще нет никакого желания решать задачу, или ответит на вопросы, или как следует делать эту учебную задачу, и если учитель серьёзно хочет помочь ученику, он прежде всего должен возбудить его любопытство, пробудить в нём известное желание решать задачу» .

Известно, что в средних и старших классах происходит резкий скачок отрицательного отношения к учению, что снижает познавательный потенциал учащихся, о чем и сведетелствуют слова В.А. Сухомлинского, который писал «известно такое непонятное с первого взгляда явление: чем старше становится ученик, тем труднее ему учиться» (89: 56). Изменение отношения к учебной работы зависит уже не только от содержания учебных предметов и методов преподавания, но и от характера всей учебной деятельности.

Что же является движущей силой процесса познавательной деятельности учащихся старших классов? Другими словами, под влиянием каких факторов старшеклассники стремятся к познанию, к более глубокому, сознательному и прочному овладению знаниями? Эти факторы можно подразделить на внешние и внутренние.

Внешние факторы - это те, которые исходят от семьи, школы, общество. Под внутренними факторами понимаются внутренние побуждения самих учащихся к учению. Само собою, разумеется, что эти побуждения формируются под влияниями тех условий и обстоятельств, в которых учащиеся растут и развиваются.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Материалы о воспитании и обучении:

Типы самостоятельных работ
В соответствии с уровнями самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся можно выделить четыре типа самостоятельных работ: воспроизводящие самостоятельные работы по образцу, реконструктивно-вариативные, эвристические и творческие. Каждый из четырех типов имеет свои дидактические цели. ...

Применение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в коррекционно-педагогическом процессе
К нетрадиционным здоровьесберегающим технологиям мы относим такие технологии, как фитотерапия, ароматерапия, арт-терапия и др. Рассмотрим их использование в нашей практике более подробно. Ароматерапия Эфирные масла определенных растений используются в ароматерапии, так как способствуют гармонии тел ...

Образовательный туризм и возможности его использования в процессе подготовки кадров системой среднего профессионального образования
Образовательный туризм особенно эффектен при реализации комплексного подхода к воспитанию, основанного на неразрывности образовательного, воспитательного и оздоровительного процессов, в духовном и физическом развитии учащихся, их подготовке к жизни и труду. Студенты СПО, занимающиеся образовательны ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru