Роль субъективных и объективных факторов в формировании познавательных способностей старшеклассников

Педагогика сегодня » Формирование познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа » Роль субъективных и объективных факторов в формировании познавательных способностей старшеклассников

Страница 5

Важнейшими показателями уровня развития познавательной способности старшеклассников являются познавательный уровень предметно - практической деятельности учащегося, качество и количество предметов объективации его интеллектуальной деятельности; степень соответствия мышления учащегося объективной логике реальной жизни; умение видеть и разрешать действительные противоречия; и, наконец, словесные формы объективации активности.

Тесную связь принципа активности субъекта обучения с принципом усвоения ими знаний, имеет приоритет самостоятельной работы учащихся в ходе использованиям учителями интерактивных подходов обучения над традиционными подходами для более прочного усвоения знаний, умений, навыков и развития познавательной способности в целом. По существу, автор, является сторонником введения в образовательный процесс элементов интерактивного подхода обучения, являющийся катализатором развитию познавательной активности и способности учащихся. Познавательная активность может присутствовать и до начала конкретного процесса обучения, однако ее уровень не является абсолютным: она может, как повышаться, так и понижаться. Задачей образовательной технологии при этом является воспитание, поддержание и повышение познавательной активности, что может быть достигнуто путем целенаправленных педагогических воздействий на учащихся со стороны учителей.

Что касается использования интерактивных подходов обучения, то в их рамках познавательная активность учащихся превращается в важнейшую цель и необходимый элемент педагогического процесса, без которого сам процесс обучении немыслимо. При интерактивном подходе обучения познавательная способность старшеклассников формируется и развивается путем использования различных методов обучения, формирования постоянного познавательного интереса, освоения учащимися навыков работы по неизвестным проблемам и противоречиям, что в итоге, при правильном подходе формируют основу личности.

Старшеклассники в процессе изучения истории таджикского народа постепенно приобретают ту степень познавательной зрелости, которая делает их способным к самостоятельной учебной и трудовой деятельности. Роль учителя в решении данной проблемы состоит в том, что он должен всё больше и больше использовать разные типы уроков, самостоятельные задания, в том числе семинарские и практические занятия, а также написание рефератов, докладов. В процессе этого старшекласснику приходится самостоятельно разбираться с учебным материалом. В практике обучения каждый тип самостоятельной работы представлен большим разнообразием видов работ, используемых учителями в системе урочных и внеурочных занятий. Перечислим наиболее распространённые и эффективные из них, которые мы использовали в экспериментальных классах.

Эксперимент проводили в классе, в котором все ученики имели учебник. Диссертант делил их на группы по уровню знаний и дал каждой группе самостоятельную работу из книг, каждой по отдельности: прочитать параграф и пересказать содержание; задачки по нумерации; упражнения и другие.

На первый раз мы дали ученикам задачки из собственных книг (Х класс). Мы не могли практиковать этот метод в ХI классе, потому что у нас тогда в школах не было учебников для XI-го класса.

На следующий раз мы принесли ученикам другую литературу (из библиотеки), и раздавали их по группам сколько раз для написания рефератов и докладов. Например. Тема «Общественно – политическая жизнь Таджикской ССР в передвоенные годы». Задание на группу-1. Самостоятельная работа вынудила учеников за короткое время общаться между собой, размышлять и высказать свои мысли, решить задачу и отвечать друг-другу на вопросы. Такая самостоятельная работа развивал у учеников умения свободно мыслить, творить и стать активным на уроке. Такая групповая работа приводит к тому, что каждая группа старается стать активнее по сравнению с другой группой, и решить задачу лучшее и своевременно. В групповой работе никто не чувствует себя слабым. За это, конечно, шёл контроль и в конце учитель дополнял ответы. Потом учитель экспериментального класса продолжил работу в виде разговора и ответов на вопросы и, таким образом, закрепил их знания. В это время ученики становятся активнее, потому что у них уже есть представление по теме (в данном уроке о структуре политической сферы и они уже знают политические связи складывавшиеся за эти годы). Поэтому они уже сами начинали тему и во время объяснения новой темы, у них появлялись ответы на вопросы. Это определил их активность на уроке и являлся одним из лучших видов самостоятельных работ. Лучшая сторона этой работы заключалась в том, что ученики вспоминали прошедшую тему, ещё раз закреплялась их знание. После объяснения новой темы «Общественно-политическая жизнь республики в 1991-2000гг», учитель предлагал самостоятельную работу:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Материалы о воспитании и обучении:

Характеристика речевого материала
Исследование произношения, а именно, выразительности речи, детей с нарушенным слухом проводилось на материале слов и фраз. Мы считаем это наиболее целесообразным, так как на материале слов и фраз можно получить представление о сформированности у ребенка фонетической системы устной речи: качество пр ...

Особенности речевого развития детей младшего школьного возраста
Сальникова Татьяна Петровна выделяет несколько условий без соблюдения, которых речевая деятельность невозможна. Потребность в высказывании - условие возникновения и развития речи. Без потребности выразить свои стремления, чувства, мысли человек не заговорил бы. Следовательно, методическим условием ...

Профессионально важные качества учителя истории
При определении уровня профессионализма используются различные понятия: «профессиограмма», «профессиональный портрет». Профессиограмма – описание технологических, экономических, правовых характеристик конкретной деятельности и профессионально значимых медицинских, психологических и педагогических п ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru