Роль субъективных и объективных факторов в формировании познавательных способностей старшеклассников

Педагогика сегодня » Формирование познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа » Роль субъективных и объективных факторов в формировании познавательных способностей старшеклассников

Страница 4

Но не надо забывать, что организаторам развития познавательного интереса, без которого невозможно развивать познавательную способность старшеклассников, их стремление к овладению новыми знаниями, умениями и навыками, является сам учитель. Для поддержания этого интереса учителю приходится организовать учебный процесс так, чтобы создались условия, при которых школьники опираясь на старые знания могли решить новые познавательные задачи. Такую деятельность можно организовать лишь в педагогическом процессе.

Формирование и развитие познавательной способности в процессе обучения существенно не изменяет роль преподавателя в педагогическом процессе, но только обуславливает появление новых требований к педагогу.

Можно выделить следующие основные задачи, которые стоят перед преподавателем для формирования и развития познавательных способностей старшеклассников:

информативное обеспечение;

направление исследования;

изменение содержания и структуры учебного материала;

поощрение познавательной активности учащихся, результатом чего формируется их познавательная способность.

Под информативным обеспечением в данном случае нами понимается, во – первых, не предоставление учителем знаний в готовом виде, а тот самый минимум информации, который необходим для возникновения противоречия (или также – в зависимости от способа создания проблемной ситуации - несущественная информация, призванная завуалировать методы, подходящие для решения проблемной задачи). Во-вторых, речь идет об информации, требуемой для успешного приобретения знаний самостоятельным путём, которая на данном этапе «выходит за рамки зоны ближайшего развития учащегося». Поиск всей остальной информации осуществляется учащимися самостоятельно или при помощи педагога, но все же в рамках поиска, исследования, а не усвоения и приобретения.

Следующая задача направления исследования характеризует задачи учителя истории таджикского народа не как субъекта процесса обучения при формировании и развитии познавательной способности учащихся старших классов, а то, что учитель перестает быть источником знаний, а становится помощником или руководителем в поиске этих знаний – в зависимости от конкретного метода. Педагог одновременно выступает и как координатор или партнер (в ходе каждого этапа обучения), и как руководитель процесса обучения (если рассматривать обучение как единое целое). Он организует весь учебно – познавательный процесс и в случае необходимости включается в него для поддержания процесса в требуемом русле. Кроме того, к отдельному аспекту этой задачи педагога можно отнести организацию и способы обеспечения выполнения задания в команде, группе учащихся или индивиду, когда такое вмешательство объективно требуется.

По сравнению с традиционной концепцией обучения при интерактивном подходе в силу объективных причин может быть изучен меньший объем конкретного материала, и оно требует существенного изменения структуры учебного материала с целью придания ему поисково-исследовательского характера. В силу инертности системы образования и небольшого на данный момент объема практических разработок эту задачу сейчас приходится решать самим педагогам, использовать разные подходы преподавания и адаптировать ее с учетом индивидуальных темпов усвоения учебного материала конкретными учащимися.

Необходимость развития познавательной способности учащихся и их активности в процессе обучения осознавалась в педагогике еще изначально. Достигалась она различными путями, в первую очередь, на внешней мотивации. В современной дидактике признается приоритет интеллектуальной активности, происходящей от внутренней мотивации учащихся, от осознанной потребности в развитии познавательной способности, что обеспечивает большую эффективность учебного процесса с учетом интеллектуальной деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Материалы о воспитании и обучении:

Речевой этикет как неотъемлемая часть общения
а) Сущность и назначение речевого этикета Этикет по происхождению французское слово (etiquette). Первоначально оно обозначало товарную бирку, ярлык, а затем так стали называть придворный церемониал. Наряду с этим словом для обозначения правил, определяющих порядок какой-либо деятельности, используе ...

Традиции коллективистского воспитания школьников
Первопричиной возникновения ориентаций на ведущую роль коллектива стала трактовка вечного стремления людей к сотрудничеству и различным формам объединений. Из истории следует, что люди объединялись самостоятельно – для более успешного, чем в одиночку, решения житейских задач, или насильственно – по ...

Предмет и задачи педагогической этики
Профессиональной этикой называют кодексы поведения, обеспечивающие нравственные характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности. Особенностью профессиональной этики является ее тесная связь с деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единст ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru