Роль субъективных и объективных факторов в формировании познавательных способностей старшеклассников

Педагогика сегодня » Формирование познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа » Роль субъективных и объективных факторов в формировании познавательных способностей старшеклассников

Страница 3

Некоторые теоретики утверждают, что нет плохих учеников, существуют плохие учителя. Плохие учителя, конечно, существуют, но далеко не всякую слабую или плохую успеваемость ученика можно отнести за счёт учителя. Каждый нормальный и здоровый старшеклассник обладает возможностью овладевать учебным материалом в пределах школьного курса, каждый способен получить среднее образование, но далеко не каждый способен быстро и глубоко овладевать знаниями, навыками и умениями в области того или иного учебного предмета, достигнуть особых успехов. Одни ученики изучая математику, в истории добываются высоких достижений, без особой затраты сил и труда, другие при всем желании и старании не могут подняться выше самого посредственного овладения предметом. В этом смысле мы говорим о «способных» и «неспособных» (точнее о более способных и менее способных) школьниках. Разумеется, эти возможности не постоянны и неизменны, они формируются и развиваются в процессе обучения, упражнения, овладения соответствующей деятельностью. Надо иметь в виду, что способности могут развиваться и нельзя заранее предвидеть, как далеко может пойти это развитие.

Известный дидакт, один из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учебы Г. И. Щукина считает, что наряду с другими условиями проведения интересного урока, личность самого учителя является важным субъективным фактором в формировании познавательной способности школьников. «Очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается и использованием методов и приемов обучения с его стороны тоже являются важными».

Необходимым условием формирования познавательной способности учащихся является организация у школьника активной интеллектуальной деятельности со стороны учителя. Пути и способы организации интеллектуальной деятельности со стороны педагога являются объективные факторы формирования познавательной способности старшеклассников. При выполнении интеллектуальных действий у школьника развивается самостоятельное решение познавательных задач, которые приводят учащихся к новым для них знаниями или способам познавательных действий, зависящих от познавательных возможностей. Развитие познавательных возможностей как средство развития познавательных способностей школьника опираются на эффективную и рациональную организацию всей учебно - познавательной деятельности и совершенствования процесса обучения в целом.

Для активизации познавательной активности школьника учителю необходимо, во – первых, обеспечить старшекласснику широкую возможность для проявления самостоятельности в учебной работе, во – вторых, научить его эффективным методам и приёмам самостоятельной работы, в – третьих, пробудить в нём стремление к самостоятельности, независимости, сделав для него самого жизненно важным его самостоятельный творческий подход к решению учебных задач.

По словам В. Н. Липника, учитель в педагогическом процессе должен стараться сообщить что - нибудь, что доставляло бы удовольствие и пользу; нужно вводить в урок развлечения, чтобы умственные упражнения превращались в игры.

Теоретические и практические результаты нашего исследования показывают, что у сегодняшних старшеклассников очень высок интерес к явлениям общественной жизни, к политическим событиям, происходящим в нашей стране и за рубежом. В основном, сейчас не наблюдается недооценка выпускниками роли общественных наук, их социальной значимости. Однако, интерес к познанию закономерностей развития природы и общества не адекватен, отношение нынешних старшеклассников к предметам, которыми представлены общественные науки в школе не безразлично. В этом возрасте они не являются наблюдателем общественных событий, а наоборот, считают себя активными их участниками. Этим на наш взгляд, и определяется актуальность исследования проблемы формирования познавательной способности к общественным дисциплинам в общеобразовательной школе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы о воспитании и обучении:

Теоретические основы организации коллективных творческих дел в первом классе
Зарождение идеи технологии педагогического процесса связано прежде всего с внедрением достижений научно-технического прогресса в различные области теоретической и практической деятельности. В настоящее время педагогические технологии рассматриваются как один из видов человековедческих технологий и ...

Роль и значение витража в современном интерьере
Всем известно, насколько эффектно могут выглядеть в интерьере изделия из стекла. А если это изделия из цветного стекла – витражи, они становятся не только украшением, но и наиболее примечательным элементом любого помещения. Витражи используются для украшения зданий, как снаружи, так и изнутри, на п ...

Особенности развития воображения в онтогенезе
В психологии познавательных процессов не выработано единого определения воображения. В каждом из предлагаемых определений авторами подчеркиваются те стороны, которые, по их мнению, являются наиболее яркими и важными чертами воображения, отличающими его от других психических процессов. Основным соде ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru