Роль субъективных и объективных факторов в формировании познавательных способностей старшеклассников

Педагогика сегодня » Формирование познавательных способностей старшеклассников на уроках истории таджикского народа » Роль субъективных и объективных факторов в формировании познавательных способностей старшеклассников

Страница 1

В воспроизводящей и творческой деятельности учащихся, в том числе в процессе преподавания и изучения истории таджикского народа следует различать субъективные и объективные факторы, от которых во многом зависит качество формирования и развития познавательных способностей учащихся.

Как известно, к субъективным факторам формирования познавательных способностей относятся участники образовательного процесса, главными из которых являются учитель и ученики. К объективным факторам можно отнести: подходы, пути, методы, приёмы способы преподавания, которые обеспечивают хорошие условия обучения, т.е. стимулирующие формирование познавательной способности школьников старшего возраста.

Понятно , что в процессе обучения учащиеся объективно не могут вносить ничего нового ни в предмет, ни в метод познавательной деятельности. Они не делают новых открытий в науке, не создают новых методов исследования. В этом смысле они лишь воспроизводят некоторую сумму имеющихся в науке и в практике знаний.

Субъективно в процессе обучения учащиеся приобретают такие знания и обладают такими методами познавательной деятельности, которыми они ранее не овладели. Тут можно согласиться со С. Л. Рубинштейном, который отмечал, что «ученик не открывает, а лишь усваивает добытое человечеством знаний, но для себя лично он всё же открывает или приоткрывает их». В этом смысле его познавательная деятельность всегда носит творческий характер. Например, заучивание таблицы умножения для учащихся субъективно является приобретением нового знания, но по существу этот процесс ничего творческого в себе не содержит, так как представляет собою всего лишь запоминание известных научных данных, изобретенных человечеством. Если усвоение знаний со стороны учащихся не является новым открытием или изобретением для общества, то лично для них оно является и новым открытием и новым изобретением, т.е. в процессе познавательной деятельности у них формируется познавательные способности, а их дальнейшее развитие зависит от объективных и субъективных факторов учебно - познавательного процесса.

Учитель в учебно - познавательном процессе является главной фигурой т.к. осуществляет педагогическое руководство учением учащихся. Его работа не ограничивается только урочными занятиями, выполнением учебных программ и норм, определяемых образовательными стандартами. Она значительно шире и сложней. Учитель - профессионал не ходит на работу, не отбывает учебные часы, а совместно с детьми проживает и переживает все, что происходит каждый день в школе, соединяя воедино и кропотливое невидимое творчество по подготовке и проведению учебного занятия по предмету, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися. При этом он находит возможность и проявляет стремление работать творчески. Творческая деятельность учителя, предполагающая формирование познавательной способности старшеклассника, строится на опережении, на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия с учащимися. Учитель, вооружая учащихся научными знаниями и организуя их самостоятельную работу, ни на минуту не может забывать о важной стороне учебного процесса, развитии познавательных способностей, творческих сил старшеклассников и гармонически развитых личностей в целом. Гармонически развитым мы можем считать лишь такого человека, который обладает не только разносторонними знаниями, но и разносторонними способностями. Поэтому учителя истории таджикского народа на всех этапах учебного процесса должны вовлекать учащихся в разнообразную самостоятельную работу, развивающую их познавательные способности и дарования.

Исходя из того, что учитель является субъективным фактором формирования и развития познавательных способностей учащихся, теперь рассмотрим какие требования к педагогу можно предъявить о специфике и его роли в учебном процессе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы о воспитании и обучении:

Теория и классификация игр
Наряду с трудом и ученьем игра — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен человеческого су­ществования. Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление по­ ...

Описание опыта работы по организации коллективных творческих дел младших школьников
В практической части мы представляем опыт учителя начальных классов, гимназии №51, г. Рязань Соловьева А.Н., которая организовала и провела КТД «Сборник творческих работ – стихов, сказок и рассказов «Живой Родник». Наш 4 «А» класс – живой, активный, творческий коллектив. Это 22 девочки, чьи способн ...

Художественное восприятие
Сложная структура мыслить словесно-художественными образами своеобразно выявляется в процессе читательского восприятия. В широком понимании термина «художественное восприятие» Молдавская Н. Д. присоединяется к П. М. Якобсону, который пишет: «Дело в том, что мы очень часто пользуемся термином «воспр ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2022 www.lavill.ru