Информация и развитие цивилизации

Страница 1

Цивилизация - это прежде всего информация, информация делает народы человечеством. С. Залыгин «К вопросу о бессмертии» Информированные всегда будут властвовать над незнающими. И народ, подразумевающий в своем обществе наличие народовластия, должен обладать силой, которую дает ему информация.

Джон Адаме,4 авг. 1822 г.(надпись у входа в Библиотеку Конгресса США)

Возникновение речи положило начало человеческой истории. Именно речь позволила человеку подняться над другими биологическими объектами. Владение речью - это принципиальное отличие человека от всех живых организмов. В сущности язык - это метод кодирования сообщения, которое воспроизводит человек. Хотя сообщения формируют и другие живые существа, и даже растения, сообщение человека отличается сложностью применяемого кода и весьма высокой его произвольностью.

Передача информации посредством речи не только породила возможность быстрого обмена знаниями, но и сыграла решающую роль в превращении людей в человеческую цивилизацию. С тех пор, как человек стал источником и потребителем информации, знание оказалось главным результатом его жизнедеятельности. Недаром четыре века тому назад английский философ Фрэнсис Бэкон, лорд-канцлер Англии, сказал: «знание - это сила». Сила информации и знаний состоит в том, что с их помощью вскрываются новые возможности для человека.

На протяжении развития цивилизации произошло несколько информационных революций, связанных в основном со способами представления и обработки информации. С каждой такой революцией человечество переходило на новую ступень развития.

Пожалуй, исторически первым этапом информационной технологии следовало бы назвать письменность, следующим этапом – изобретенное в XV в. книгопечатание. Стимулируемое книгопечатанием развитие наук ускоряло темпы накопления профессиональных знаний. Знания, реализованные через трудовой процесс в станках, машинах, сооружениях, исследованиях и т.п., становились источником новых идей и научных направлений.

Следующие после книгопечатания революционные этапы развития информационных технологий связаны с изобретением средств передачи информации на большие расстояния: телеграфом, телефоном и радио.

Основным рычагом развития цивилизации, национальным достоянием стран всегда были и будут Интеллект и Знания, воплощенные в полезные дела и изделия. Источником знаний является информация. Первостепенное значение в развитии цивилизации играет феномен Мастера. Там, где понимают, что наличие Мастеров в стране определяют ее процветание, там заботятся о системе передачи знаний, мастерства и традиций от одного поколения к другому, т.е. стремятся поддерживать на высоком уровне свою систему образования.

К нам уже давно пришло понимание того, что не выплавленная сталь и не выработанная электроэнергия определяют потенциал общества, а думающие люди и та техника, которая помогает им быстрее, точнее решать новые интеллектуальные задачи.

Весьма поучительный пример приводит академик Н.Н. Моисеев в книге «Время определять национальные цели». Когда прусский фельдмаршал Мольтке в 1866 г. докладывал германскому королю Вильгельму о своей победе над австрийцами, присутствовавший при этом первый рейхсканцлер Германии Бисмарк произнес знаменитую фразу: «Это не прусские генералы победили австрийских, а прусский учитель победил австрийского».

Древнейшим средством приобретения знаний является система образования. Знания, преобразованные руками Мастера в конкурентоспособную продукцию, уже давно признаны в цивилизованном мире самой большой ценностью. Как метко заметил Карел Чапек, «вероятность того, что неосведомленный человек выскажет глубокую мысль, так же мала, как возможность попасть в сапоги, спрыгнув с колокольни». В странах с развитой экономикой внимательно относятся к своей системе образования.

Экономическая и информационная поддержка образования во многих странах стала традицией. Например, в США и Японии на подготовку специалистов расходуются огромные суммы. Это дает свои результаты. Так, в США работает 15% всех научных сотрудников, которые генерируют 35% всех научных публикаций в мире.

Страницы: 1 2

Материалы о воспитании и обучении:

Особенности усвоения лексики дошкольниками с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи III уровня
Развитие словаря тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи, фонетико-фонематического и грамматического строя речи. С помощью речи, слов ребенок осознает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с эт ...

Сущность и основные положения элементарного образования И.Г. Песталоцци
В последующие годы жизни, руководя "институтами" в Бургдорфе и Ивердоне, И.Г. Песталоцци идею об элементарном первоначальном обучении превратил в определенную концепцию, которая стала известной под названием "метод Песталоцци", под которым понималась система обучения детей, орие ...

Практикум по информационным технологиям
1.Текстовые редакторы Текстовый редактор Microsoft Word является одним из базовых приложений Microsoft Office. Навыки работы с текстовым редактором должен иметь любой человек независимо от специальности. Хорошо освоив Microsoft Word, легко научится работать и с другими приложениями офиса. Для запус ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru