Цель, задачи и методы изучения тематики сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников

Педагогика сегодня » Роль игры в психическом развитии дошкольника » Цель, задачи и методы изучения тематики сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников

Страница 2

Пока Юля расчесывает и делает хвостики Оля спокойно сидит на стульчике. Юля, закончив прическу «А давай ты хотела есть?» Оля кивает головой. Оля, сидя на стульчике, говорит голосом маленького ребенка «Мамочка, а у нас есть хлопья с молоком. Я буду хлопья». Юля озабоченно ищет что-то, находит лист бумаги, рвет его на кусочки и кладет в тарелочку, радостно «Смотри, я принесла тебе хлопья. Они шоколадные, вкусные, кушай». Дочка делает вид что кушает. Юля: «Я тоже буду хлопья только они у меня клубничные».

Второе место (30%) занимают телевизионные сюжеты, связанные с телепередачами и мультфильмами, дети стремятся точно копировать их речь, мимику, жесты, действия, а также последовательность действий телевизионных персонажей.

Дети сами определяют тему игры, берут на себя роли и начинают играть. Ролевые взаимодействия диктуются условностями игровых действий и следуют им. Игры могут осуществляться без игрушек, когда ребенок принимает на себя роль того, или иного героя, воспроизводя его действия.

Протокол №2.

Играют Рома (5,6) Слава (5,7), Артем (6,0). Мальчики некоторое время строят из конструктора Лего роботов. Артем: А у меня будет вот такой радар, он будет мне светить, когда будет темно в пещере» (показывает ребятам, какое устройство сделал). Я придумал, он будет у меня на голове (приделывает своему роботу на голову радар). Слава: И у меня будет радар, ой, а тут больше такой красненькой детальки нет. Тогда он будет у меня желтый, (делает такое же устройство и пристраивает его на голову робота). Рома (говорит другим голосом): Эй вы, смотрите какой у меня электрический меч, я могу им разрубить монстров, которые будут на нас нападать.

Дуф-дуф, дж-дж (показывает меч, размахивая им). Еще несколько минут ребята готовятся к игре, придумывая разные устройства для борьбы с монстрами. Артем: Я буду красным роботом. Давай ты (показывает на Славу) желтым, а ты электрическим братом. Все пошли, я уже вижу страшных монстров, они хотят на нас напасть (выходят на середину группы и встают друг другу спиной). Мальчики начинают сражаться с воображаемыми монстрами. «Стреляют» в них.

Задачей эксперимента, представленного в данной главе было исследование сюжетно-ролевой игры дошкольников.

Как показало наше наблюдение среди сюжетов детских игр фактически отсутствуют сюжеты, связанные с профессиями их близких взрослых. Профессиональные сюжеты попадались только в 10% случаев. По-видимому, это связанно с тем, что современные профессии взрослых (юрист, программист, экономист и пр.) в силу своей специфики (закрытости их содержания для детей) не дают материала для игровых ролей.

Описывая специфику сюжетов игр современных дошкольников, интересно сопоставить полученные данные с общепринятыми положениями дошкольной педагогики. Напомним, что среди сюжетов детских игр принято

выделять бытовые, профессиональные и общественно-политические (Е.А. Аркин, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др. При этом, несмотря на повторяемость одних сюжетов в разных возрастах, их общая динамика в дошкольном возрасте идет по линии движения от бытовых (характерных для младших дошкольников) к профессиональным, а затем к общественно-политическим сюжетам. По данным А.П. Усовой, старшие дошкольники охотно отражают в своих играх общественные события.

Сопоставляя полученные данные с этими положениями, можно заметить, что у современных детей даже в старшем дошкольном возрасте явно доминируют бытовые сюжеты, а профессиональные и общественно-политические вытесняются телевизионными. 30% дошкольников предпочитают проигрывать сюжеты, заимствованные из телефильмов. Это может свидетельствовать о том, что дети лучше знакомы с жизнью и отношениями героев фильмов, чем окружающих их близких взрослых. И хотя содержанием игр остаются поведение людей и их отношения, слабая представленность профессиональных и социальных ролей и оторванность игр от жизни близких взрослых может свидетельствовать о том, что социальная жизнь взрослых перестает быть содержанием детских игр. Место близких взрослых начинают занимать виртуальные персонажи.

Происходит разрыв между жизнью современных детей и взрослых. Отсутствие соответствующего опыта и вытекающих из него представлений образа взрослости является препятствием для развития профессиональных и общественных сюжетов, связанных с жизнью взрослых. Реальный опыт детей ограничивается с одной стороны повседневным бытом, а с другой – сюжетами боевиков и виртуальных персонажей.

Оставаясь популярной у наших дошкольников, сюжетная игра современных детей имеет ряд специфических характеристик. Дети часто не умеют самостоятельно выбрать сюжет, не могут творчески развивать игру, часто не доводят ее до конца. Ролевые отношения представлены слабо, эмоционально бедны. Не все дети старшей группы умеют пользоваться ролевой речью, осуществлять ролевой диалог.

Страницы: 1 2 3

Материалы о воспитании и обучении:

Учебный аспект обучения
Социальное содержание цели или учебный аспект иноязычной культуры заключается в том, что ученик овладевает необходимыми видами речевой деятельности как средствами общения – говорением, письмом, чтением, аудированием. Чтобы «иноязычная культура» как учебный предмет полностью оправдала ее включение в ...

Классификация нарушений слуха
Глухие- лица, у которых слух полностью отсутствует или имеется остаточный слух, на базе которого невозможно самостоятельное формирование речи. В группе людей можно выделить две подгруппы: 1.Ранооглохшие (люди, потерявшие слух до 3 лет, т. е. В период активного формирования речи). 4 группы глухоты ( ...

О взаимосвязи образования в онтологическом и социально-педагогическом смысле слова
Если рассматривать образование как один из социальных институтов, то он всегда существенно влиял на состояние Ойкумены и утверждение той или иной цивилизации, того или иного общественного, в том числе и государственного, устройства. Идея не нова. Она высказывалась и ранее социалистами-утопистами, р ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru