Проблема сюжетно-ролевой игры в современных исследованиях

Педагогика сегодня » Роль игры в психическом развитии дошкольника » Проблема сюжетно-ролевой игры в современных исследованиях

В современной зарубежной психологии значительное число экспериментальных исследований посвящено психотерапевтическому аспекту игры.

Современные последователи, работающие в традиции психоанализа, вслед за Д. Винникоттом и Э. Эриксоном рассматривают игру как процесс освоения ребенком межличностных отношений и переход к совместной деятельности. С точки зрения психоаналитиков ребенок в игре осваивает реальность. В игре ребенок осваивает пространство межличностных и социальных отношений. Игра в большей степени задается принципом реальности, а не принципом удовольствия. «Инстинктивные влечения – главная угроза для игры, как и для «Я» ребенка». В игре происходит переход от деятельности индивидуальной к совместно-разделенной.

Игра становится незаменимым инструментом психотерапевтической работы с детьми. Растет признание игры как средства диагностики и лечения в самых различных областях психотерапевтической работы. Представления и техники игровой психотерапии обсуждаются во многих публикациях, появившихся за последние десять лет. Игровая психотерапия становится самостоятельным и высоко валидным методом лечения.

Большая часть исследователей рассматривают игру как средство психотерапии, но не как самостоятельный предмет исследования. Игра как деятельность ее структура и развитие мало интересует прагматически настроенных исследователей.

Результаты исследований А.Л. Венгера, Е.Е. и Г.Г. Кравцовых, М.Ю. Михайлиной, СР. Петрухиной показали зависимость психологической готовности ребенка к школе от уровня развития игровой деятельности.

В отечественной психологии и педагогике за последние пятнадцать лет проведены многочисленные и разноплановые исследования по проблемам детской игры. Главным образом они, касаются вопросов социальных отношений детей в игре и некоторых вопросов влияния игры на интеллектуальное развитие.

Изучению влияния игры на развитие личности были посвящены исследования: С.Н. Литвиновой, О.О. Папир, Е.В Самсоновой (взаимоотношения детей в игре), Н.П. Аникеевой, О.С. Газмана (социализация ребенка в игре), А.С. Шарова, СВ. Чернобровкиной (развитие саморегуляции в игре), Л.И. Уманец (формирование самооценки), А.Д. Кошелева (коррекция эмоциональных нарушений), Е.А. Колесникова (развитие креативности), В.И. Яшина (речи).

Результаты исследований А.Л. Венгера, Е.Е. и Г.Г. Кравцовых, М.Ю. Михайлиной, СР. Петрухиной показали зависимость психологической готовности ребенка к школе от уровня развития игровой деятельности.

Эффективность игры как педагогического средства в практике изучалось в работах Г.В. Павленко, Л.Г Соловьевой, Р.К Шаеховой. В этих работах игра рассматривается как средство развивающей работы с детьми.

Особый интерес представляют исследования, в которых изучались компоненты игровой деятельности – структура и содержание игры.

Так, И.П. Кириллов выделил индивидуально-стилевые особенности развертывания сюжета игры детьми дошкольного возраста, условно разделив детей на две группы. В первую группу вошли дети «повествователи». Они акцентируют в сюжете временные связи, реализуя их через развертывание и обозначение последовательности событий, происходящих с персонажем (ролью). Вторая группа детей – «архитекторы» им свойственно акцентирование в сюжете предметно-пространственных связей – пространства осуществления событий, действий персонажа (роли) через создание и обозначение предметно-пространственной обстановки. Выделенные особенности являются устойчивыми вариантами развертывания сюжета игры, характерными для детей, находящихся на одной стадии игры, т.е. обладающих способностью к построению связного сюжета. Речь не идет о резких разграничениях, скорее о степени выраженности этих особенностей, поскольку все дети используют все составляющие сюжета, но с различной акцентуацией.

В исследовании Л.И. Элькониновой описывается способ понимания «живой» детской игры, позволяющий точно определить ту предметность игры, которую Д.Б. Эльконин называл мотивационно-потребностной стороной человеческой деятельности. Эльконинова полагает, что развернутая форма игры содержит два такта: «вызов и отклик на вызов». Мотив переживается и осознается ребенком как безусловная реальность тогда, когда он строит «вызов» и связывает его с «откликом на вызов». Она подчеркивает подвижность (мгновенную изменчивость) как характерную черту сюжетно-ролевой игры: «…игра почти всегда фрагментарна, ее форма в той или иной степени редуцирована; выхватывание лишь одного (хотя и очень часто совершаемого действа) не даст истинного представления о содержании игры ребенка. Единицей игры является не одна роль, взятая отдельно от других ролей, а лишь роль, выстроенная как отношение ролей».

Материалы о воспитании и обучении:

Пути сохранения и повышения мотивации студентов
Одно из наиболее часто встречаемых препятствий процесса обучения состоит в утрате студентом мотивации к продолжению обучения. Потеря мотивации может представлять собой серьезное осложнение, поскольку студенту в этом случае крайне трудно сосредоточиться на выполнении заданий. Гораздо сложнее станови ...

Преимущества проектного метода в обучении
Практика показывает, что знания, добытые самостоятельно и с хорошей мотивацией наиболее прочны и эффективны. Ученики, выполнившие некоторую серьезную работу от начала и до конца, получают хороший стимул для дальнейшей учебы, проходят очередной этап самоутверждения в жизни. И конечно, они видят, как ...

Особенности народного промысла
Дымковская игрушка. Среди современных русских глиняных игрушек самой большой известностью и популярностью пользуется дымковская (в прошлом вятская) игрушка. Это обобщенная, декоративная глиняная скульптура, близкая к народному примитиву: фигурки высотой в среднем 15-25 см, разукрашенные по белому ф ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru