Анализ различных теорий игры и ее значение для психического развития дошкольников

Педагогика сегодня » Роль игры в психическом развитии дошкольника » Анализ различных теорий игры и ее значение для психического развития дошкольников

Страница 2

Центральным элементом игры, по мнению Д.Б. Эльконина, является роль, «…именно роль и органически с ней связанные действия представляют собой основную, далее неразложимую единицу развитой формы игры».

Внутренняя сущность игры, с точки зрения автора, это воссоздание отношений людей друг к другу. Прежде всего, выделяется отношение близкого взрослого к ребенку, затем – отношения взрослых друг к другу, и в конце дошкольного периода – отношение ребенка к взрослым. Д.Б. Элькониным делается важный вывод о том, что развитие личного сознания ребенка (т.е. выделенность для сознания его отношений с другими, следовательно, и личная позиция, и стремление занять другую позицию) есть результат игры.

Таким образом, в качестве внутреннего механизма игры Д.Б. Элькониным выделяется принятие и выполнение игровой роли, которое трансформируется с возрастом, переходя от изображения действий к проигрыванию отношений и от непосредственного характера отношения к роли к сознанию игровых условностей и возможностей. К сожалению, в работах Д.Б. Эльконина не проанализированы внутренние закономерности механизма игры как целого, а выделены лишь отдельные стороны в его функционировании.

А.П. Усова рассматривала игру как важнейшую и наиболее эффективную в раннем и дошкольном детстве форму социализации ребенка.

Другие авторы рассматривают игру как результат взаимодействия внешних, социальных и внутренних, субъективных характеристик:

1) игра рождается из потребности ребенка действовать не только по отношению к доступному для него предметному миру, но и по отношению к широкому миру взрослых (А.Н. Леонтьев);

2) в основе возникновения игры лежит противоречие нереализуемых немедленно желаний и тенденции к немедленной реализации желаний (Л.С Выготский);

3) игру порождает высокая напряженность потребности быть взрослым и действовать как взрослые (Д.Б. Эльконин).

Для понимания сущности игры, как и любого другого психологического феномена, процесса, необходим анализ внутренних психологических механизмов, объясняющих закономерности изменения, развития человека. Поэтому существующие в психологической литературе теории игры важно рассмотреть с позиции тех психологических процессов и образований, которые являются, с точки зрения различных авторов, внутренними механизмами игры. Психологический механизм игры можно определить как целостную систему регуляции игры.

Психологами была построена классификация теорий игры на основании следующих критериев:

1) уровень анализа игры – выделение внутренних психологических механизмов игры или ее феноменологическое описание;

2) предмет исследования – анализ биологических или психологических оснований игры.

В итоге были выделены следующие группы теорий игры:

1) описательные подходы к игре:

а) биологические,

б) индивидуально-психологические;

2) концепции игры

а) биологические,

б) индивидуально-психологические.

Описательные подходы основываются, прежде всего, на феноменологическом описании игры. Авторы выделяют причины возникновения игры, функции виды и т.д., но не рассматривают ее глубинных оснований. В концепциях объясняется сущность игры, анализируются е психологические механизмы.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы о воспитании и обучении:

Историко-методологические основы проблемы становления и развития среднего профессионального образования
Истоки возникновения среднего профессионального образования в целом и средних специальных учебных заведений в частности, тесным образом связаны с появлением ещё в средние века (XI – XV вв.) системы городских цехов различного профиля, возникших прежде всего там, где был высок спрос на производство о ...

Функционирование педагогической системы
Важнейшим системообразующим фактором, исходным началом функционирования педагогической системы является цель совместной деятельности учителей и учащихся, направленной на гармоничное развитие сущностных сил личности ребенка, на его самоопределение и создание условий для саморазвития. Цель школы - сф ...

Профессионально важные качества учителя истории
При определении уровня профессионализма используются различные понятия: «профессиограмма», «профессиональный портрет». Профессиограмма – описание технологических, экономических, правовых характеристик конкретной деятельности и профессионально значимых медицинских, психологических и педагогических п ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru