Психологические особенности восприятия экранизации художественного произведения младшими школьниками

Педагогика сегодня » Диалог литературы и анимации в урочной и внеурочной деятельности как средство расширения культурного поля младших школьников » Психологические особенности восприятия экранизации художественного произведения младшими школьниками

Страница 8

Исходя из полученных в ходе эксперимента результатов можно утверждать, что восприятие литературного произведения протекает интенсивнее при специально организованном взаимодействии читательской и зрительской деятельности. У учащихся, в результате дополнительной работы по этой тематике, пополнился запас знаний о литературе и кино как видах искусства, появилась возможность более «глубоко заглянуть» в произведение, дать более осмысленный анализ.

Констатирующий эксперимент показал наличие у обоих классов интереса к анимационному кино и довольно низкий уровень культурного кругозора в этой области. Дети обращаются к мультфильму, реализуя лишь развлекательные потребности. Уровень восприятия литературного произведения в контрольном и экспериментальном классах тоже невысока. Более 80% находятся на констатирующем уровне. Введение анимационного кино в изучение литературного произведения на другом литературном произведении предваряла серия занятий, посвящённых искусству анимации. Именно во внеурочное время это сделало эффективным использование мультфильма на уроке.

Дети контрольного класса не только глубоко и полноценно воспринимали сам мультфильм, но и при восприятии литературного произведения демонстрировали более высокий уровень. После просмотра мультфильма дети контрольного класса смогли подняться до уровня героя, и даже до уровня идеи. В басне они увидели глупость и комизм вороны, то, что «лесть гнусна, вредна» лишь благодаря мультфильму.

В сказке о Серой Шейке сочувствие к героям, принцип антропоморфизма, использованный автором, лучше осознавались после просмотра анимации.

Контрольный эксперимент свидетельствует об изменении культурного поля учеников экспериментального класса: расширился их культурный кругозор, повысился уровень восприятия художественного произведения, изменились мотивы обращения к мультфильму. Дети увидели в них не только способ весело и интересно провести время, но и возможность реализовать свои эстетические и нравственные возможности.

Изучение и анализ научной литературы по рассматриваемому нами вопросу и проведённое исследование позволили нам сделать вывод о том, что диалог литературы и анимации на уроках чтения способствуют расширению культурного поля младшего школьника.

Как было выявлено, работа с экранизацией помогает ученику глубже понять состояние героев, их настроение и чувства, заставляет не только конкретизировать образы, но и увидеть динамику действия, изменения, которые происходят в персонажах, осознать причинно-следственные связи в произведении, осмыслить изобразительно-выразительные средства литературы как искусства слова и соотнести их с изобразительно-выразительными средствами кино, выразить свою читательскую позицию.

Таким образом, организация диалога литературы и анимации на уроках чтения может способствовать более глубокому пониманию законов искусства, литературы, формированию читательских умений, развитию речи, даёт опыт творческой деятельности, способствует литературному развитию школьников.

Но эффективной эта работа стала только тогда, когда работе с экранизацией на уроке предшествовала серия внеурочных мероприятий, посвящённых искусству анимации.

Но в нашей работе мы задействовали и внеурочную деятельность. Именно внеурочные занятия послужили необходимой базой для более успешной эффективной работы на уроке. Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Материалы о воспитании и обучении:

Сравнительный анализ зрительных функций
Анализ результатов констатирующего эксперимента свидетельствует о том, что среди обследованной категории детей с дислексией только 17% имеют нарушения зрительных функций. Данные нарушения проявляются в ошибках узнавания зеркально написанных букв, стилизованных букв, а также неспособности конструиро ...

Рисование
1. Следить за правильной посадкой детей при рисовании. 2. Учить различать и правильно использовать цвета и оттенки. Закреплять навыки работы с акварелью. Продолжать учить смешивать краски для получения новых оттенков. 3. Учить выбирать формат бумаги в соответствии с задуманным сюжетом. 4. Учить дет ...

Сравнительный анализ состояния зрительно-пространственных функций
Анализ результатов исследования ориентировки в окружающем пространстве, выполнении проб Хэда, составления разрезанных картинок и конструирования фигур из палочек показал, что у школьников с дислексией в большинстве случаев (73% испытуемых) нарушена ориентировка в окружающем пространстве. Так, данны ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru