Психологические особенности восприятия экранизации художественного произведения младшими школьниками

Педагогика сегодня » Диалог литературы и анимации в урочной и внеурочной деятельности как средство расширения культурного поля младших школьников » Психологические особенности восприятия экранизации художественного произведения младшими школьниками

Страница 7

Ещё раз отметим тот аспект, что мы выбрали для ознакомления басню и сказку, поскольку они имеют свои особенности и для того, чтобы проследить наличие (или отсутствие) разницы при восприятии разных жанров. В результате исследования было выявлено, что детям обоих классов было сложнее работать с басней , чем со сказкой. Это может быть связано как с тем, что басня представляет собой достаточно сложный жанр для изучения в начальной школе, так и с неподготовленностью такого вида работе. Ведь басня - это короткий занимательный рассказ в стихах или прозе, в которых персонажами являются люди, животные и различные предметы; небольшое произведение с нравоучительным содержанием. И авторы говорят о своих героях с усмешкой, с легким юмором или иронией, используется аллегория, в басне обязательна мораль. И со всеми вышеперечисленными «компонентами» басни не так легко разобраться ученикам. На помощь в изучении басни нам и пришла анимация.

Контрольный эксперимент

В контрольном эксперименте мы повторили некоторые вопросы констатирующего эксперимента и дополнили о соотношении характера героя в мультфильме и литературном произведении. Этот вопрос мы задавали после просмотра двух экранизаций произведений, входящих в школьную программу.

Далее детям обоих классов было предложено ответить на следующие вопросы

1. Понравилось ли тебе смотреть мультфильмы? Почему?

2. Какие мультфильмы тебе интереснее смотреть? Почему?

3. С помощью чего в мультфильме можно передать характер героя?

4. Что тебе нравиться больше смотреть мультфильм или читать книжку?

Проанализируем полученные результаты.

На вопрос «Понравилось ли тебе смотреть мультфильмы?», «Почему?» дети контрольного класса отвечали «да», но всё-таки не смогли (как и при ответе на первую анкету), в большинстве своём, ответить на вопрос «Почему». Лишь два ученика ответили следующим образом «потому что они смешные», «потому что Ворона глупая». Как мы видим, ответы не аргументированы, не выходят на уровень обобщения, а конкретизированы (обращение к конкретному герою – Вороне).

Характер ответов учеников экспериментального класса несколько иной. Дети смогли довольно развёрнуто дать ответы на первый вопрос. К примеру, «мне понравилось смотреть мультфильмы, потому что у каждого героя свой характер», «потому что мы видим, что показывают в мультфильме и задумываемся над этим», «потому что интересно, как поведут себя герои». Ответы на этот вопрос показывает изменение мотивации обращения к мультфильму. Они не просто «смешные», они заставляют задуматься. Можем сделать вывод о том, что мультфильм теперь связан с эстетическими, нравственными потребностями ребёнка.

На вопрос «Какие мультфильмы тебе интереснее смотреть? Почему?» дети контрольного класса, в большинстве своём, отвечали «интересные», «смешные», «разные», «страшные», в 80% проигнорировав дополнительный вопрос «Почему?».

Ученики же экспериментального класса дали более развёрнутые ответы, аргументировано ответив на вопрос «Почему?». К примеру, «Мне нравятся компьютерные мультфильмы, потому что яркие и интересные», «Я люблю пластилиновые мультфильмы, потому что представляю, как будто я сама леплю героев». При этом, 10% учеников нравятся кукольные мультфильмы, 60% - рисованные, 10% - пластилиновые, 20% - компьютерные мультфильмы (см.Диаграмму 3).

Диаграмма 3. Процентное соотношение ответов учащихся на вопрос: «Какие мультфильмы тебе интереснее смотреть?»

Как видим, кругозор экспериментального класса в области искусства анимации расширился. Дети отвечали на вопросы активно и осознанно.

На вопрос «С помощью чего в мультфильме можно передать характер героя?» дети контрольного класса давали следующие ответы «с помощью того, как герой говорит», «с помощью одежды».

В экспериментальном же классе преобладали такие ответы «с помощью мимики», «с помощью движения, взгляда», «с помощью речи героя».

Дети контрольного класса были внимательны к выразительным возможностям именно мультфильма. Синтез искусств, характерный для анимации, стал предметом их внимания.

Но самым важным для нас был ответ на 4 вопрос. В экспериментальном классе большинство детей, прежде предпочитавших мультфильмы, теперь говорили о равном интересе к мультфильму и книжке, о том, что сопоставление литературного произведения и его экранной версии помогает лучше понять и замысел писателя, и своеобразие режиссёрского решения.

Таким образом, мы довольно чётко увидели тенденцию в развитии культурного поля младших школьников в экспериментальном классе по сравнению с контрольным. В результате наблюдений, анализа работы учащихся на занятиях и качественного анализа результатов контрольных срезов мы обнаружили, что в экспериментальном классе интерпретация художественного произведения стала глубже, повысилось внимание к тексту произведения, интерес к литературе, а это один из важнейших показателей культурного поля.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Материалы о воспитании и обучении:

Сущность и специфика развития творческих способностей детей
Творчество – создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей, это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъект ...

Понятие «документ». Основные функции, признаки, свойства
Для того, чтобы определить, является ли план урока документом, мы должны выяснить, что же такое документ и какими отличительными чертами он обладает. Сам термин «документ» (documentum) латинского происхождения, производный от слова «docere» - учить, извещать. На разных этапах истории в разных страх ...

Специфика преподавательской деятельности учителя истории
Преподавание истории в школе – процесс сложный и многогранный. Уроки истории обладают колоссальным воспитательным потенциалом. К сожалению, в России развитие исторической науки оставляет желать лучшего, нет четко разработанного подхода к преподаванию истории в школе и вузе. В школах с углубленным и ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru