Психологические особенности восприятия экранизации художественного произведения младшими школьниками

Педагогика сегодня » Диалог литературы и анимации в урочной и внеурочной деятельности как средство расширения культурного поля младших школьников » Психологические особенности восприятия экранизации художественного произведения младшими школьниками

Страница 6

Далее во внеклассном занятии (за неимением часов в урочной деятельности) учащиеся обоих классов знакомились со сказкой Мамина-Сибиряка "Серая Шейка" и его экранизацией (режиссёры Владимир Полковников, Леонид Амальрик, сценарист Георгий Березко, художник-постановщик Александр Трусов). Мы целенаправленно выбрали для ознакомления басню и рассказ, поскольку они имеют свои особенности и для того, чтобы увидеть более объективный результат при анализе разных жанров.

Отметим, что в процессе работы с текстом сказки и в результате просмотра экранизации детям обоих классов было предложено ответить на следующие вопросы:

- Вспомните, в какую пору начинались события в сказке?

- Как изменилась погода потом?

- Хотелось бы вам побывать в этом лесу, полюбоваться его красотой?

- А как чувствовала себя Серая Шейка в такую пору?

- Почему она не могла любоваться этой красотой?

- Какой момент был самым напряженным? Почему?

- С помочью чего в мультфильме удалось передать напряжение этого момента?

- Перечитайте эпизод (самостоятельно, можно вслух) где говорится, о чем рассказала Серая Шейка старику и как старик помог уточке.

- Как охотник помог Серой Шейке?

Составьте характеристику главных героев по мультфильму:

(На доске расположены картинки лисы, Серой Шейки и старика, а также характерные признаки этих героев на карточках. Дети к каждой картинке прикрепляют нужные карточки, а также им предлагается самостоятельно дописать те характеристики, которые они считают нужными).

Лиса Серая Шейка Старик

хитрая больная добрый

безжалостная добрая заботливый

беззащитная любит природу

- Скажите, отличается ли изображение главных героев в мультфильме от изображения их в тексте?

- Чем отличается сказка Д. Мамина – Сибиряка от мультфильма?

- Кто спасает Серую Шейку в сказке и мультфильме? (Отметим, что этот вопрос являлся дополнительным по отношению к предыдущему и озвучивался только в случае, если ученики испытывали большие сложности при ответе, т.е. этот вопрос служил «вопросом-помощником»)

- Как вы думаете, почему окончание сказки отличается от того, как заканчивается мультфильм?

В результате проведённого эксперимента было выявлено, что дети экспериментального класса также показали более высокий результат, чем дети контрольного класса. Это выразилось в следующем - дети экспериментального класса более глубоко и основательно отвечали на предложенные вопросы, сумели выявить заложенную режиссёром идею, проявили способность к вариативности. А также, что достаточно ярко проявилось, более уверенно и активно отвечали на предложенные вопросы.

Так, к примеру, на вопрос «Как вы думаете, почему окончание сказки отличается от того, как заканчивается мультфильм?» дети экспериментального класса отвечали следующее: «так задумал режиссёр», «режиссёр захотел, чтобы она спаслась сама». Дети же контрольного класса, в основном отвечали так: «Не знаю», «Так интереснее», «Просто так».

Ещё любопытен тот момент, как справились с заданием «Составьте характеристику главных героев по мультфильму» оба класса. Ученики экспериментального класса не только безошибочно распределили карточки, но и, в среднем, на 2 слова больше дописали, чем ученики 3»Б» класса.

На вопрос «Чем отличается сказка Д. Мамина – Сибиряка от мультфильма?» в контрольном классе были получены следующие результаты: 36 % учеников – затруднились ответить, 40% учеников указали на поведение героев, и только 20% детей отметили, что в мультфильме нет человека (см. Диаграмму 2).

Диаграмма 2. Процентное соотношение ответов детей

контрольного класса на вопрос:

«Чем отличается сказка Д. Мамина – Сибиряка от мультфильма?»

Ученики же экспериментального класса практически в полном составе (93%) заметили, что в мультфильме нет человека и Серая Шейка спасается другим путём. При этом отметим, что детям экспериментального класса (в отличие от учеников контрольного класса) не пришлось задавать «вопрос-помощник»: «Кто спасает Серую Шейку в сказке и мультфильме?».

В целом, сказка Мамина-Сибиряка призвана пробудить в маленьком читателе сочувствие к раненому герою. Спасает Серую Шейку человек, что лишний раз доказывает дружбу между человеком и животным. А чтобы ребёнок мог лучше понять животных, Мамин – Сибиряк наделяет семейство уток почти человеческой психологией. Иначе в мультфильме: человека в нём вовсе нет, зато герои ведут себя как люди, точнее как дети. Проявляют они чувства, свойственные детям: страх и сострадание.

Мультфильм учит не только взаимовыручке (отношение Серой Шейки и зайцев), но и необходимости рассчитывать на собственные силы. Зверушкам удаётся справиться с лисой без помощи человека.

Можно сказать, что мультфильм настолько убедителен, что безоговорочно понравился детям обоих классов, но дети экспериментального класса, после проведённой работы, уже смогли осмысливать свои реакции. Более подробно и вдумчиво отвечать на вопросы, использовать обретённые знания о выразительных средствах как литературы, так и анимации. Вопрос о различном окончании сказки и мультфильма вывел нас на нравственную проблематику. Ребята поняли, что мультфильмы, как и литературные произведения, могут не только развлекать, но и учить, помогая разобраться в сложных жизненных ситуациях.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы о воспитании и обучении:

Рекомендации логопедам по улучшению работы с семьями
Для организации адекватного обучения детей, имеющих речевые нарушения, с целью достижения полной адаптации необходима организация единой комплексной работы логопеда и родителей: * логопеду следует проявлять гибкость в организации занятий с тем, чтобы не вызвать у детей негативное отношение к процес ...

Методы решения задач по физике
Курс рассчитан на учащихся 10–11 классов профильной школы и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики. Основные цели курса: · развитие интереса к физике и решению физических задач; · совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений; · фор ...

Методика проведения родительского собрания
Осуществляя педагогическое руководство семейным воспитанием, педагог использует такие традиционные коллективные формы работы с родителями как обще клубные и кружковые родительские собрания. Родительское собрание – это не просто форма связи семьи и учреждения дополнительного образования, это универс ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru