Психологические особенности восприятия экранизации художественного произведения младшими школьниками

Педагогика сегодня » Диалог литературы и анимации в урочной и внеурочной деятельности как средство расширения культурного поля младших школьников » Психологические особенности восприятия экранизации художественного произведения младшими школьниками

Страница 5

Выявление уровня восприятия литературного произведения нам понадобилось для того, чтобы увидеть, на какой ступени находятся ученики данных классов, чтобы определить первоначальные условия, тем самым проанализировав «частоту эксперимента».

Далее нами в обоих классов был показан мультфильм.

После проведения 1этапа формирующего эксперимента в обоих классах во время урочной деятельности мы обратились к басне Крылова «Ворона и лисица». В этот раз была работа не только с текстом басни, но и с мультфильмом.

1. Как ты относишься к Вороне?

2. Какие чувства вызывает у тебя Лисица?

3. Было ли тебе смешно? Если да, то в какие моменты?

4. За кого из героев ты переживал?

5. Опиши, какой ты себе представляешь Ворону?

6. Как автор относится к своим героям?

В процессе работы детям экспериментального и контрольного классов были заданы следующие вопросы:

- Понравился ли Вам мультфильм? Чем именно?

- Зачем в мультфильме в начале басни мораль произносится на фоне памятника И.А.Крылову?

- Какое время года изображено в басне? Как вы думаете, почему?

- Когда больше всего переживали и волновались? Когда смеялись? Почему?

Над кем или чем?

- С какой целью Лиса так расхваливала Ворону? Добилась ли она поставленной цели?

- Как вы можете охарактеризовать Ворону?

- Какими приёмами передаётся льстивость лисицы и глупость вороны?

- Что же помогает режиссёру представить героев, показать их настроение, переживания, отношения?

- В чём вы видите главное отличие басни Крылова "Ворона и лисица" от мультфильма?

- Отличается ли изображение Вороны в мультфильме от того, как вы себе представили, прочитав басню? Чем?

- Отличается ли изображение Лисицы в басне и в мультфильме? Чем?

- Чем вызвано.наше отрицательное отношение к обоим героям басни?

Проанализируем полученные в ходе исследования результаты, приведём примеры ответов детей на некоторые вопросы.

Так, отвечая на вопрос «Понравился ли Вам мультфильм? Чем именно?» ученики, в основном, отвечали, что понравился. При этом большинство детей (более 80%) отвечали, что смешно было смотреть, как лисица обманывала ворону, чтобы заполучить сыр. Один ребёнок даже сказал, что ему было неинтересно смотреть мультфильм, потому что он уже читал басню и знает её содержание.

Интересно также, что на вопрос «Зачем в мультфильме в начале басни мораль произносится на фоне памятника И.А.Крылову?» дети экспериментального класса отвечали следующим образом: «чтобы мы знали автора басни», даже был один такой ответ - «автор как будто сам рассказывает нам басню». Ученики же контрольного класса, напротив, ограничивались выражением «чтобы было красиво», «он написал басню». Очевидно, что ответы учеников экспериментального класса более развёрнутые, содержательные. В начале басни знакомая мораль произносится на фоне памятника И.А.Крылову, что усиливает представление об образе автора. Многие детали кино выразительны и настраивают на размышление. Так, на вопрос «Почему действия разворачиваются ранней весной?» также были неоднозначные и не совсем верные ответы. К примеру, дети экспериментального класса увидели, что «всё просыпается после долгого сна», «становится теплее». Ответы детей контрольного класса, в основном, звучали следующим образом: «потому что Крылов так захотел», «весной тепло и красиво», «солнце светит». Как мы видим, детям обоих классов не удалось уловить основную идею, заложенную в изображении именно данного времени года – то, что именно в данный период животные истощены и ищут пропитание. В связи с этим, «борьба» за еду (в данном случае, кусок сыра) становится актуальной. Безусловно, нечёткие ответы детей могут быть связаны как с недостаточным опытом глубокого анализа самих произведений, так и с недостатком природоведческих знаний.

На вопрос «Какими приёмами передаётся льстивость лисицы и глупость вороны?» дети контрольного класса отвечали следующим образом: «лисица разговаривала очень хитрыми словами, а ворона не знаю», «ворона каркнула, а у лисицы были хитрые глаза». Ученики же экспериментального класса указывали на то, что все движения лисицы были льстивы сами по себе, её поведение, а ворона вся распушилась, показывая себя во всей красе. То есть ученики экспериментального класса при ответе на вопрос ориентировались на особенности анимации. Интересно и то, что дети сразу заметили, что помимо основных героев (вороны и лисицы), в мультфильме присутствовали зайцы и сороки. А также то, что воронье «карррр» произносится в мультфильме, а в тексте басни этого нет.

В результате анализа басни с использованием анимационного кино и без него было выявлено, что дети экспериментального класса достаточно полно отвечали на вопросы, чувствовали себя уверенно, отвечая на вопросы, непосредственно связанные с выразительными средствами анимационного кино. Учащиеся смогли не только ответить на более конкретно направленные вопросы, но также и проявили способность анализировать, размышлять. Но уверенно они отвечали не только на вопросы, касающиеся анимации. Благодаря мультфильму им удалось лучше понять характер героя и связь морали с сюжетом:если дети контрольного класса жалели ворону, то дети экспериментального класса увидели глупость и комизм вороны, благодаря мультфильму.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы о воспитании и обучении:

Формирование и развитие выразительности речи через пение
Голос поддается реабилитации легче, чем слух. Можно научить пользоваться голосом полностью неслышащего ребенка, но речь его будет интонационно бедной, не окрашенной эмоционально. На ее выразительность, тембровое богатство благотворно влияет музыкальная речь, т.е. пение. Близость сенсорной основы му ...

Современные подходы к сохранению и формированию здоровья учащихся на уроке
Определяющим фактором в системе сохранения и развития здоровья подрастающего поколения может стать здоровьеориентированный образовательный процесс в школе. Вместе с тем чрезвычайно широкая трактовка термина «здоровье» создает существенные методологические и технологические трудности в достижении эт ...

Использование основных материалов в процессе создания работы
Материалом для доски служит тот самый линолеум, которым покрывают полы. Он состоит из мешковины, покрытой смесью молотой пробки со смолами, льняным маслом и красителями. Бывает и другой состав, с применением различных заменителей. Такой линолеум, как правило, плох для гравирования, он крошится под ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru