Психологические особенности восприятия экранизации художественного произведения младшими школьниками

Педагогика сегодня » Диалог литературы и анимации в урочной и внеурочной деятельности как средство расширения культурного поля младших школьников » Психологические особенности восприятия экранизации художественного произведения младшими школьниками

Страница 5

Выявление уровня восприятия литературного произведения нам понадобилось для того, чтобы увидеть, на какой ступени находятся ученики данных классов, чтобы определить первоначальные условия, тем самым проанализировав «частоту эксперимента».

Далее нами в обоих классов был показан мультфильм.

После проведения 1этапа формирующего эксперимента в обоих классах во время урочной деятельности мы обратились к басне Крылова «Ворона и лисица». В этот раз была работа не только с текстом басни, но и с мультфильмом.

1. Как ты относишься к Вороне?

2. Какие чувства вызывает у тебя Лисица?

3. Было ли тебе смешно? Если да, то в какие моменты?

4. За кого из героев ты переживал?

5. Опиши, какой ты себе представляешь Ворону?

6. Как автор относится к своим героям?

В процессе работы детям экспериментального и контрольного классов были заданы следующие вопросы:

- Понравился ли Вам мультфильм? Чем именно?

- Зачем в мультфильме в начале басни мораль произносится на фоне памятника И.А.Крылову?

- Какое время года изображено в басне? Как вы думаете, почему?

- Когда больше всего переживали и волновались? Когда смеялись? Почему?

Над кем или чем?

- С какой целью Лиса так расхваливала Ворону? Добилась ли она поставленной цели?

- Как вы можете охарактеризовать Ворону?

- Какими приёмами передаётся льстивость лисицы и глупость вороны?

- Что же помогает режиссёру представить героев, показать их настроение, переживания, отношения?

- В чём вы видите главное отличие басни Крылова "Ворона и лисица" от мультфильма?

- Отличается ли изображение Вороны в мультфильме от того, как вы себе представили, прочитав басню? Чем?

- Отличается ли изображение Лисицы в басне и в мультфильме? Чем?

- Чем вызвано.наше отрицательное отношение к обоим героям басни?

Проанализируем полученные в ходе исследования результаты, приведём примеры ответов детей на некоторые вопросы.

Так, отвечая на вопрос «Понравился ли Вам мультфильм? Чем именно?» ученики, в основном, отвечали, что понравился. При этом большинство детей (более 80%) отвечали, что смешно было смотреть, как лисица обманывала ворону, чтобы заполучить сыр. Один ребёнок даже сказал, что ему было неинтересно смотреть мультфильм, потому что он уже читал басню и знает её содержание.

Интересно также, что на вопрос «Зачем в мультфильме в начале басни мораль произносится на фоне памятника И.А.Крылову?» дети экспериментального класса отвечали следующим образом: «чтобы мы знали автора басни», даже был один такой ответ - «автор как будто сам рассказывает нам басню». Ученики же контрольного класса, напротив, ограничивались выражением «чтобы было красиво», «он написал басню». Очевидно, что ответы учеников экспериментального класса более развёрнутые, содержательные. В начале басни знакомая мораль произносится на фоне памятника И.А.Крылову, что усиливает представление об образе автора. Многие детали кино выразительны и настраивают на размышление. Так, на вопрос «Почему действия разворачиваются ранней весной?» также были неоднозначные и не совсем верные ответы. К примеру, дети экспериментального класса увидели, что «всё просыпается после долгого сна», «становится теплее». Ответы детей контрольного класса, в основном, звучали следующим образом: «потому что Крылов так захотел», «весной тепло и красиво», «солнце светит». Как мы видим, детям обоих классов не удалось уловить основную идею, заложенную в изображении именно данного времени года – то, что именно в данный период животные истощены и ищут пропитание. В связи с этим, «борьба» за еду (в данном случае, кусок сыра) становится актуальной. Безусловно, нечёткие ответы детей могут быть связаны как с недостаточным опытом глубокого анализа самих произведений, так и с недостатком природоведческих знаний.

На вопрос «Какими приёмами передаётся льстивость лисицы и глупость вороны?» дети контрольного класса отвечали следующим образом: «лисица разговаривала очень хитрыми словами, а ворона не знаю», «ворона каркнула, а у лисицы были хитрые глаза». Ученики же экспериментального класса указывали на то, что все движения лисицы были льстивы сами по себе, её поведение, а ворона вся распушилась, показывая себя во всей красе. То есть ученики экспериментального класса при ответе на вопрос ориентировались на особенности анимации. Интересно и то, что дети сразу заметили, что помимо основных героев (вороны и лисицы), в мультфильме присутствовали зайцы и сороки. А также то, что воронье «карррр» произносится в мультфильме, а в тексте басни этого нет.

В результате анализа басни с использованием анимационного кино и без него было выявлено, что дети экспериментального класса достаточно полно отвечали на вопросы, чувствовали себя уверенно, отвечая на вопросы, непосредственно связанные с выразительными средствами анимационного кино. Учащиеся смогли не только ответить на более конкретно направленные вопросы, но также и проявили способность анализировать, размышлять. Но уверенно они отвечали не только на вопросы, касающиеся анимации. Благодаря мультфильму им удалось лучше понять характер героя и связь морали с сюжетом:если дети контрольного класса жалели ворону, то дети экспериментального класса увидели глупость и комизм вороны, благодаря мультфильму.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы о воспитании и обучении:

Работа воспитателя с родителями в МДОУ
В группах для детей с общим недоразвитием речи, как во всех группах компенсирующего типа, существует два направления работы воспитателей – коррекционно-развивающее и общеобразовательное, причем первое является ведущим. Развитие артикуляционной моторики проводится воспитателем вслед за аналогичной р ...

Особенности переключения внимания глухих учащихся
Правильная организация педагогического процесса во многом зависит от учета особенностей переключения внимания школьников. В связи с этим особую значимость представляет изучение особенностей и закономерностей развития данного свойства внимания у глухих учащихся. В нашем исследовании мы исходим из оп ...

Особенности работы социального педагога в неполной семье
Сразу хочется отметить, что многие социологи, предлагая методы организации социальной работы с неполной семьёй, злоупотребляют не экономическими методами, что равняет все их начинания с популизмом и носит показной характер. Необходимо понимать, что все не экономические методы должны применяться тол ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru