Психологические особенности восприятия экранизации художественного произведения младшими школьниками

Педагогика сегодня » Диалог литературы и анимации в урочной и внеурочной деятельности как средство расширения культурного поля младших школьников » Психологические особенности восприятия экранизации художественного произведения младшими школьниками

Страница 4

На данном занятии дети самостоятельно создавали раскадровку, работали над созданием героев, изображением сюжета, подбирали фон, цвета. Даже при помощи учителя выбрали мелодию для будущего «фильма».

Материалом для работы послужила всеми известная сказка «Курочка Ряба».

Текст:

Снесла курочка яичко: яичко не простое. Золотое.

Старик бил-бил – не разбил; старуха била-била – не разбила.

Мышка бежала, хвостиком махнула: яичко упало и разбилось.

Старик плачет, старуха плачет; курочка кудахчет: «Не плачь, старик, не плачь, старуха.

Я снесу вам яичко другое, не золотое – простое».

Детям выдавался лист, расчерченный по квадратикам. После прочтения сказки учителем (кто герои, что делают, где находятся), дети рисовали сюжет в картинках (действия).

Отметим, что всем классом выбирали героев сказки, которых дети рисовали дома. В качестве критериев было соответствие изображаемого реальному (чтобы курица на курицу была похожа), а также возраст деда и бабки.

На занятии применялись все знания, полученные детьми на предыдущих занятиях – план, фон, цвет, звук. Подбираем цвет героям и фонам. Фон, при всей своей красоте, не должен мешать. Он должен нести эмоциональную нагрузку и не переигрывать героя. Должно быть пространство для движения героя.

Таким образом, в результате вышеуказанных занятий к детям стало приходить понимание того, что анимация представляет собой соединение (синтез) искусств - литературы, живописи, музыки. Что важно «правильно» создать героя, его образ, мир, в котором герой живет. Учащиеся приобретают знания о том, что у каждого героя свой характер, который необходимо показать. Герой должен быть живым - двигаться, говорить, чувствовать. Да и двигаются все герои по-разному. Кто летает -как шарик; кто растет - как одуванчик; кто бегает - как собака, что-то шевелится (туча, травка). Да еще их эмоции - горе, радость, удивление, счастье. А чтобы это показать, надо сделать героя в фас, боком (и левым, и правым - мало ли куда ему вздумается повернуть), в полный рост, до половины, иногда только руки или ноги, крупно (одно лицо).

Ученики обоих классов знакомились как с текстом басни Крылова "Ворона и лисица", так и с её экранизацией (Режиссер: Иван Аксенчук, Сценарий: Юрий Михайлов, А. Шемшурин). Для выявления уровня восприятия младшими школьниками литературного произведения были заданы следующие вопросы:

1. Как ты относишься к Вороне?

2. Какие чувства вызывает у тебя Лисица?

3. Было ли тебе смешно? Если да, то в какие моменты?

4. За кого из героев ты переживал?

5. Опиши, какой ты себе представляешь Ворону?

6. Как автор относится к своим героям?

После проведения 1этапа формирующего эксперимента в обоих классах во время урочной деятельности мы обратились к басне Крылова «Ворона и лисица». В этот раз была работа не только с текстом басни, но и с мультфильмом. В процессе работы детям экспериментального и контрольного классов были заданы следующие вопросы:

- Понравился ли Вам мультфильм? Чем именно?

- Зачем в мультфильме в начале басни мораль произносится на фоне памятника И.А.Крылову?

- Какое время года изображено в басне? Как вы думаете, почему?

- Когда больше всего переживали и волновались? Когда смеялись? Почему?

Над кем или чем?

- С какой целью Лиса так расхваливала Ворону? Добилась ли она поставленной цели?

- Как вы можете охарактеризовать Ворону?

- Какими приёмами передаётся льстивость лисицы и глупость вороны?

- Что же помогает режиссёру представить героев, показать их настроение, переживания, отношения?

- В чём вы видите главное отличие басни Крылова "Ворона и лисица" от мультфильма?

- Отличается ли изображение Вороны в мультфильме от того, как вы себе представили, прочитав басню? Чем?

- Отличается ли изображение Лисицы в басне и в мультфильме? Чем?

- Чем вызвано.наше отрицательное отношение к обоим героям басни?

Диаграмма 1. Уровни восприятия литературного произведения

(экспериментальный и контрольный классы)

По результатам исследования можно судить о том, что 85% детей 3 "А" класса (экспериментального) имеют констатирующий уровень (соответствует репродуктивному уровню осмысления произведения). Эмоции ребёнка достаточно яркие, точные, однако выразить свои ощущения в словах ученики затруднялись (в частности, вопрос «Как ты относишься к Вороне?»). Отметим, что у 15% наблюдался уровень персонажа (аналитический). В этом случае дети были более внимательны при чтении, их интересовали не только события, но и образы героев.

У детей контрольного класса наблюдались следующие результаты: 89% учеников на констатирующем уровне, 11% - уровень персонажа.

Таким образом, мы увидели, что при анализе только литературного произведения дети обоих классов показали результаты, не столь разительно отличающиеся друг от друга. При этом на уровне идеи не оказался ни один ученик.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы о воспитании и обучении:

Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения
Назначение и структура деятельности учителя. Процесс обучения учащихся протекает под руководством преподавателя. Назначение его деятельности состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся. Педагог ставит перед учащимися задачи, постепенно усложняя их и тем самым ...

Профессиональные качества
Педагог не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи можно выделить совокупность социально и профессионально обусловленных качеств педагога: высокая гражданская ответственность и социальная активность; лю ...

Проектный метод в преподавании
Главная педагогическая цель любого проекта - формирование ключевых компетентностей, под которыми в современной педагогике понимается интегрированное свойство личности, включающее взаимосвязанные знания, умения, способы деятельности, ценностные отношения, а также готовность мобилизовать и реализоват ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru