Психологические особенности восприятия экранизации художественного произведения младшими школьниками

Педагогика сегодня » Диалог литературы и анимации в урочной и внеурочной деятельности как средство расширения культурного поля младших школьников » Психологические особенности восприятия экранизации художественного произведения младшими школьниками

Страница 3

Итак, в процессе формирующего эксперимента с учениками экспериментального класса были проведены занятия, посвящённые раскрытию основных особенностей анимации, выделены основные понятия (цвет, звук, план), то есть детям была дана определённая теоретическая и практическая база для подготовки к дальнейшему восприятию мультфильмов.

Рассмотрим более подробно занятия, проведённые с учащимися во время внеклассных занятий. Отметим, что

1-ое занятие. Первоначальное знакомство с анимацией.

- Учитель: Любите ли вы мультфильмы? (большинство ответов “да»).

- Учитель: Все ли из вас любят смотреть мультфильмы? (да).

- Учитель: А знаете ли вы, что есть различные мультфильмы – компьютерные, рисованные, кукольные, пластилиновые (Далее детям показывают фрагменты мультфильмов разных видов и кратко рассказывают, в чём особенность каждого из них).

- Но сейчас всё чаще говорят об анимационных фильмах. А кто знает, что такое анимация? (чаще всего ответы были следующего характера: «мультфильм», «изображение», «кино»).

- Учитель: Анимация произошла от слова «анима», что означает «душа». Это означает, что люди, работающие над созданием анимации, вкладывают в каждого героя душу. Основа этого искусства - оживление (одушевление). В анимационном фильме происходят чудеса. Можно оживить что угодно и кого угодно. Может ожить и заговорить лужа, или можно улететь на одуванчике в небо, к солнцу.

- Учитель: Вспомните, что такое мультифрукт? (ответы: сок, когда много фруктов).

- Учитель: Это когда много фруктов, правильно. А в анимации это выражается в том, что у нас много картинок, сменяющих друг друга. С помощью этого и создаётся движение наших героев. Сейчас я вам покажу, как можно оживить рисунок.

На глазах учеников был показан человечек, изображённый много-много раз на листках бумаги в разных. Затем листы стали сменять друг друга и получилось движение.

- Учитель: Посмотрите, у нас оживает изображение. Мы можем нарисовать глаза без тела и их тоже оживить. Например, они могут моргать (показывает).И анимационный фильм отличается от художественного тем, что у нас оживает любое изображение, разные объекты.

Таким образом, дети знакомятся с тем, что называют анимацией, с некоторыми её особенностями, о которых более подробно идёт речь в последующих занятиях.

2-е занятие. Анимация как синтетический вид искусства

На этом занятие дети знакомились с тем, что анимация представляет собой синтетический вид искусства.

- Учитель: Какие виды искусства Вы знаете? (ответы: музыка, живопись, литература).

- Учитель: Хорошо, молодцы. Оказывается, анимация объединяет все эти виды искусства. Кто может мне сказать, почему? («герои двигаются», «музыка часто играет»).

- Давайте вместе с вами составим таблицу, в которой покажем, что от перечисленных нами видов искусств содержит в себе анимация. (Чертится таблица, в которую учитель после ответов детей вносит то, что присуще для анимации и характерно для каждого вида искусства).

Музыка

живопись

Литература

Песни, марши,

звуки природы и т.д.

Цвета,

изображение героя, пространства и т.д.

Сценарий: сюжет характеры и речь героев и.т .д.

Отметим, что не так давно вышел анимационный фильм «Маша и медведь» (Режиссеры: Олег Ужинов, Денис Червяцов, Марина Нефедова, Васико Бедошвили), который, как было выявлено, просмотрели дети всего класса. Для большей наглядности в течение урока дети обращались к фрагментам мультфильма для того, чтобы раскрыть особенности синтеза искусств.

В течение занятия ученики были обращены то к звукам анимационного фильма (голоса персонажей, звуки леса и т.д.), то к периодическому музыкальному сопровождению, то к цвету. То есть дети на наглядном примере учились видеть выразительные средства анимации.

Также важно было показать ученикам, что в кино есть такие понятия как планы. Общий план, когда видны все герои на фоне; средний план - герой до пояса, например; крупный план - лицо; деталь - рука (или глаза) (дети смотрели «Маша и медведь») и старались определить, какой план перед ними и зачем это нужно было изображать именно так.

Отметим, что отобранный нами материал показался наиболее подходящим, поскольку мультфильм сделан по русской народной сказке «Маша и медведь» (см. Приложение 1). В связи с этим, сначала вспомнили героев и сюжет этой сказки. Таким образом, был показано, что литература входит в синтез искусств, образующих анимацию.

3-е занятие - Самостоятельная работа по созданию анимации.

Отметим, что мы опирались на деятельностный подход, суть которого состоит в том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и деятельностью обусловлена. В связи с этим, в качестве обобщающего занятия было выбрана такая форма работы как самостоятельная разработка анимации учениками (коллективная). Материалом для работы послужила всеми известная сказка «Курочка Ряба». В качестве домашнего задания на этот урок было перечитать сказку и нарисовать главных героев.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы о воспитании и обучении:

Психолого-педагогическая характеристика экспериментальной группы детей с ОНР
Дети экспериментируемой группы имеют диагноз ОНР II–III уровень. Общее недоразвитие речи (ОНР) – это форма речевого нарушения, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом не сформированы все компоненты языковой системы: фонетика, лексика и грамматика. Дошкольники, при ...

Лингвистические характеристика плана урока
Анализируя лексический состав текста плана урока, мы выявили, что текст достаточно терминирован. Присутствуют термины педагогической области: слуховой диктант, письмо по образцу, работа по иллюстрации (с текстом, индивидуальная, в группах, парная и др.), выделение звуков, образец написания, объясни ...

Формирование представленийоб антонимах у дошкольников
Его целью явилось изучение формирования у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня представлений об антонимах с помощью произведений фольклорного жанра. Задачи формирующего этапа исследования: 1. Подобрать и экспериментально апробировать систему приемов и упражнений по формированию предст ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru