Психологические особенности восприятия экранизации художественного произведения младшими школьниками

Педагогика сегодня » Диалог литературы и анимации в урочной и внеурочной деятельности как средство расширения культурного поля младших школьников » Психологические особенности восприятия экранизации художественного произведения младшими школьниками

Страница 2

Зачастую этот зрительный образ помогает понять образ словесный, а разговор о способах перевода с языка одного искусства на язык другого позволяет лучше усвоить выразительные возможности смежных видов искусств.

В соответствие с вышесказанным, необходима разработка единой системы приобщения школьников уже с начальной скамьи к диалогу литературы и киноискусства (анимации), поскольку можно активно использовать развивающий потенциал кинематографа в педагогической практике, в том числе и для расширения культурного поля младшего школьника.

В нашей работе мы задействуем уроки литературы и внеурочные занятия для того, чтобы углубить и расширить представления младших школьников о выразительных возможностях двух родственных видов искусства литературы и анимации.

Эксперимент был проведён в начальной школе 119 Калининского района г. Санкт-Петербурга. В эксперименте участвовали два третьих класса, количество детей - 52 человека.

Цель констатирующего эксперимента, состояла в выявлении отношения детей к анимации, установлении знаний об искусстве мультипликации как явлении культуры, а также в анализе особенностей первоначального восприятия детьми обоих классов диалога литературы и анимации.

Обоснование констатирующего эксперимента.

1) Первым показателем, характеризующим культурное поле, М.П.Воюшина называет первичные потребности. Мы проверили их простыми вопросами: «Смотришь ли ты мультфильм?», «Нравится ли тебе это?».

2) Поскольку показателем культурного поля являются мотивы и цели деятельности, мы задали вопрос «Почему ты любишь смотреть мультфильм?».

3) Кругозор в области искусства анимации мы проверили простым вопросом «Какие мультфильмы тебе нравятся?». Предполагалось, что дети смогут обобщить разновидности мультфильмов: рисованные, кукольные, пластилиновые, компьютерные, а также смогут выявить своё отношение к мультфильмам отечественным и зарубежным, созданным давно и современным.

4) В ходе формирующего эксперимента мы работали над литературным произведением и его экранизацией. Связан с этим заданием третий вопрос.

Отметим, что первоначально детям было предложено ответить на вопросы анкеты:

1.- Нравится ли тебе смотреть мультфильмы? Почему?

2 - Какие мультфильмы тебе нравится смотреть? Почему?

3- Что тебя интереснее, читать книжку или смотреть мультфильм по ней? Почему?

В результате большинство детей обоих классов ответили, что им нравится смотреть мультфильмы. На вопрос «Почему?» дети в основном отвечали: «там разные герои», «смешно», «весело», «интересно».

К сожалению, ученики мотивировать свою любовь к анимации затруднились. Большинство ответов: «смешно», «весело», «интересно» -говорят о том, что просматривать мультфильмы для ребят - это форма досуга, а не осознанная эстетическая деятельность.

В качестве любимых мультфильмов прозвучали "Шрек", "Алиса в стране чудес", "Человек-паук" «Красавица и чудовище». «Гуффи и его команда», «Вингс». Можно сделать вывод, что в обоих классах дети не совсем точно способны проанализировать собственные впечатления, выразить мысли. На это указывает и тот факт, что вопрос «Почему?» оказался наиболее сложным для учеников. Можно сказать, что знания об анимационном искусстве находятся едва ли не на нулевом уровне. Культурный кругозор в этой области необходимо расширять. Отвечая на вопрос о мультфильме и его литературного источнике ребята отдавали предпочтение просмотру мультфильма. Мы видим, что принципиальных различий в ответах детей экспериментального и контрольного классов не наблюдалось.

Следующий этап нашей работы – использование анимационного фильма в процессе изучения литературного произведения на уроке чтения.

Так как констатирующий эксперимент показал низкий уровень знаний ребят об искусстве анимации, мы предварили введение анимационного фильма в учебный процесс серией внеурочных занятий, посвящённых искусству анимации.

Формирующий эксперимент

Формирующий эксперимент был проведён во время внеурочной работы с детьми, поскольку данный эксперимент предполагал наличие достаточного количества часов для проведения занятий, которых не хватало в урочной деятельности. Безусловно, в дальнейшем, возможности будут шире, поскольку основным новшеством нового стандарта образования будет появление внеурочной деятельности в учебном плане школы, на которую будет отводиться примерно десять часов в неделю во второй половине дня. В среднем по два часа каждый день.

Среди видов внеурочной деятельности, которые возможны в школе, выделяются следующие: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, общественная, эстетическая, досуговая. Понятно, что все они тесно связаны с учебным процессом, с содержанием обучения и воспитания в школе и служат достижению определенных образовательных, воспитательных целей. В данной работе мы обратились именно к познавательной деятельности, которая направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и пр.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы о воспитании и обучении:

Основные приемы вязания
Первая петля в 1-ом ряду провязывается налицо, а в последующих рядах снимается. Последняя петля каждого ряда провязывается налицо. Первая и последняя петли в рисунок не входят и в схемах не изображены. Спицы должны быть толще нитки в 1—1,5 раза. Берем в левую руку спицу с набранными петлями. Нитку, ...

Социально-педагогическая диагностика супружеских взаимоотношений и их влияния на семейное воспитание
Цель эмпирического исследования – изучить особенности и проблемы супружеских взаимоотношений, выявить влияние супружеских взаимоотношений на воспитание ребенка в семье, разработать и провести социально – педагогическую помощь в формировании и коррекции супружеских взаимоотношений. Задачи исследован ...

Игры по формированию ориентировки в пространстве
«Угадай, кого загадали». Цель: 1. Развивать ориентировку в пространстве. 2. Закреплять термины, определяющие пространственное расположение предметов. Ход игры: Для игры необходимы 3 игрушки крупного размера. Например: кукла, медведь и заяц. Ребенок садится в центре, игрушки размещаются вокруг. Педа ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru