Психологические особенности восприятия экранизации художественного произведения младшими школьниками

Педагогика сегодня » Диалог литературы и анимации в урочной и внеурочной деятельности как средство расширения культурного поля младших школьников » Психологические особенности восприятия экранизации художественного произведения младшими школьниками

Страница 1

В младшем школьном возрасте ребёнку легче выразить эмоциональную реакцию на образы, стоящие в центре произведения, чем провести логические связи между выразительными средствами искусства. Поэтому на начальных этапах работы с произведениями искусства, в частности с литературными произведениями и кинофильмами, приоритетной является цель научить младшего школьника понимать язык выразительности произведений искусства, что будет способствовать не только совершенствованию и развитию образного мышления, но и пониманию произведений.

Как показали ииследования такого человека какогоГлавной особенностью восприятия экранизации младшими школьниками является его фрагментарность. Ученики зачастую выделяют один или несколько эпизодов, эмоционально более сильных по впечатлению, характеризуя этим весь фильм/мультфильм в целом. И, несмотря на большой объём просмотренных кинопроизведений, ребёнок остаётся неграмотным зрителем, поскольку процесс перехода количества в качество ещё не произошёл, т.к. для этого необходимо овладение языком киноискусства, что требует или специального обучения, или большого зрительского опыта и развитого логического мышления.

В восприятии детей есть довольно чёткие возрастные ориентации как на виды, так и на жанры кинематографа. Так, ученики 1 класса с удовольствием смотрят и обсуждают мультипликационные фильмы несложного содержания с динамичным сюжетом. И, как показывает опыт, предпочтение отдаётся рисованным фильмам. Фильм меньше привлекает детей, если его герои больше «рассуждают», чем действуют, хотя именно в словах героев часто заключена идея.

Второклассники достаточно хорошо воспринимают короткометражные художественные игровые фильмы. Дети этого возраста лучше всего работают с небольшим по продолжительности фильмом. Они не могут долго сохранять в памяти не столько события фильма, сколько те эмоции, которые он вызвал.

Третьеклассники сохраняют пристрастие к мультипликационным фильмам. Однако требования к содержанию и динамике фильма меняются: предпочитая динамичные фильмы, третьеклассники могут смотреть и те эпизоды, где действие немного затянуто. Однако таких эпизодов должно быть немного, иначе интерес к просмотру резко упадёт.

Отметим, что четвероклассники существенно отличаются своими зрительскими предпочтениями от учащихся предыдущих классов. Сфера их интересов значительно расширяется, они охотно смотрят фильмы не только сказочно-фантастической тематики, но и фильмы из жизни сверстников с чётко выраженной нравственной проблемой в содержании фильма. Подростки уже способны высказать свои суждения и оценки по поводу нравственных конфликтов, поэтому фильм выиграет, если такой конфликт будет показан.

Одним из самых больших недостатков детского восприятия (по сравнению с развитым восприятием взрослых) считается его наивно-реалистический характер, - дети воспринимают всё происходящее на экране как зафиксированную жизненную реальность.

Постепенное введение понятия об авторах фильма, об авторстве экранного сообщения вообще помогает преодолеть наивно-реалистический подход к восприятию фильма, даёт возможность глубокой его интерпретации.

Кроме того, в поле внимания младшего школьника находятся, как правило, лишь главные герои, а поступкам второстепенных персонажей младшие школьники не придают значения, не осознавая их влияния на ход событий фильма и судьбы главных героев.

Психологически младший школьник вполне готов к восприятию анимационного кино. Однако данный вид работы составляет определённую сложность, поскольку:

- ученики зачастую выделяют один или несколько эпизодов, эмоционально более сильных по впечатлению, характеризуя этим частным впечатлением весь мультфильм в целом;

- зрительные образы, возникшие вследствие просмотра мультфильма, переносятся на всё литературное произведение без осмысления и анализа;

- события, которые наблюдает ребёнок, осознаются им как реальные.

Отметим, что анализ методической литературы позволил определить ряд ступеней, с помощью которых удаётся преодолеть трудности при построении диалога литературы и анимации (более подробно данный аспект раскрыт в главе 3):

- подготовка учеников к восприятию кинофильма, мультфильма, экранизации;

- обмен впечатлениями от увиденного непосредственно после просмотра;

- сопоставительный анализ кинофильма, мультфильма, экранизации и литературного текста.

В главе 3 мы рассмотрим, каким образом указанные выше аспекты реализовывались на практике.

Несмотря на то, что механизм восприятия литературы и кино имеет ряд принципиальных отличий (самый значимый из них – при восприятии текста активно задействован только зрительный анализатор, при восприятии фильма активно задействованы слуховой и зрительный анализатор), в процессе восприятия произведений этих видов искусств создаётся целостный образ. В экранизации перед зрителем предстаёт по существу материализованная зрительная конкретизация словесных образов, выполненная режиссёром картины как читателем.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Материалы о воспитании и обучении:

Понятие "культурное поле" и способы его формирования
Идея воспитания человека в контексте культуры достаточно глубоко разработана в трудах таких учёных, как Е.В.Бондаренко, Е.Н.Ильин, М.С.Каган, Н.И.Кияшенко, В.И.Разумный, Т.П.Малькова, В.Я.Нечаева и др. Л.А. Орнатская подчёркивает, что для правильного целостного определения сущности культуры необход ...

Состояние индивидуальной работы с трудновоспитуемыми детьми в условиях детского дома
В процессе предупреждения и преодоления трудновоспитуемости педагогическая диагностика выполняет комплексные функции. Сложный мир современного ребенка, его неповторимость, своеобразие, специфика проявления личностных качеств делают обязательной постоянную педагогическую диагностику, что совершенно ...

Сущность лидерства и возможность формирования его потенциала в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе
Объяснения природы лидерства реализовались в русле психологических школ: психоаналитической (З. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг), сосредоточивший внимание на бессознательном стремлении к первенству, превосходств, реализации «комплекса Наполеона»; йельской (Г. Лассуэл, Б. Скиннер, У.Уайт) и близкой по про ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru