Понятие "культурное поле" и способы его формирования

Идея воспитания человека в контексте культуры достаточно глубоко разработана в трудах таких учёных, как Е.В.Бондаренко, Е.Н.Ильин, М.С.Каган, Н.И.Кияшенко, В.И.Разумный, Т.П.Малькова, В.Я.Нечаева и др.

Л.А. Орнатская подчёркивает, что для правильного целостного определения сущности культуры необходимо иметь в виду, что культура может быть рассмотрена как определённая совокупность материальных и духовных ценностей, как деятельность, как целостность (связи, отношения, институт), как свойство, качество.

М.П.Воюшина, активно разрабатывая проблему культурного поля младшего школьника, отмечает, что вхождение в культуру, освоение культурной среды - это одна из граней сущности образования. Ребенок постепенно осваивает пространство культуры, присваивая его и формируя свое культурное поле. Таким образом, культурное поле каждого человека индивидуально, оно формируется под влиянием семьи и окружения, а также в процессе образования, изменяясь как под воздействием благоприятных, так и под влиянием негативных факторов среды.

Отметим, что в качестве основных показателей, характеризующих культурное поле, М.П.Воюшина выделяет следующие: первичные потребности; мотивы и цели деятельности; активность; знания и умения; уровень восприятия художественного произведения (или уровень собственной творческой работы); кругозор в определённой области знаний; интерес к определённым видам деятельности; наличие вторичной потребности; способность к саморефлексии.

В основе любой деятельности лежат потребности, поэтому их можно рассматривать как силу, являющуюся причиной становления культурного поля. Чтобы начать педагогический процесс формирования культурного поля школьника, необходимо актуализировать эстетические потребности и познавательные мотивы. Далее, в ходе активного выполнения заранее распланированной деятельности, ученик обогащает свои знания (содержательные и процессуальные), постепенно приобретая опят творческой деятельности. При использовании им новых знаний рождается интерес к деятельности, появляются и укрепляются мотивы, происходит формирование ценностей. Как итог этой деятельности формируются новые потребности.

М.П. Воюшина и С.И.Петрова в своих исследованиях подчёркивают, что в процессе формирования культурного поля школьника важно создавать ситуации, побуждающие ребёнка "к поступку, к активной деятельности, в процессе которой формируется личность как целостное существо, вырабатываются потребности, устанавливается их иерархия".

Таким образом, под культурным полем понимается присвоенное личностью пространство культуры, в котором действуют силы, его (поле) создающие. Такими силами являются потребности, ценности, мотивы, интересы, знания, умения, активность, проявляющиеся в культуросообразном поведении. В результате проявленной ребёнком активности реализуются потребности и мотивы, используются имеющиеся и приобретаются новые знания и умения, формируются интересы и ценностное отношение, приобретается опыт - т.е. формируется культурное поле личности. И здесь основная задача учителя - побудить ребёнка к выходу в культурное пространство.

Нам кажется, что необходимо использовать естественные склонности и интересы младших школьников. Все дети любят смотреть мультики, но анимация- это вид искусства, имеющий свою историю, свои выразительные средства. Помочь осознать ребёнку мультфильм, как явление культуры, увидеть его связи с другими искусствами – это и значит расширить культурный кругозор ребёнка, научить его сопоставлять литературное произведение и его экранную версию, актуализировать эстетические потребности и познавательные мотивы.

Материалы о воспитании и обучении:

Структура различных форм классных часов на иностранном языке
Классный час-дебаты, способность вести переговоры и спор включает в себя множество лингвистических, интеллектуальных и социальных навыков и умений. Спор с его давно сложившимися традициями является механизмом ведения организованного обсуждения различных тем. Две группы излагают свои аргументы и кон ...

Метод спрямления при решении задач на построение
Как известно, в школьных программах рассматриваются метод геометрических мест, метод преобразования фигур (метод подобия, параллельный перенос, поворот, симметрия). Но нигде не упоминается метод спрямления, который применяется при решении задач, связанных со спрямлением ломанных линий, в частности ...

Предметно-ориентированные технологии обучения
Технология постановки цели Центральная проблема педагогической технологии — процесс целеобразования. Она рассматривается, в двух аспектах: диагностика целеобразования и объективный контроль качества усвоения учащимися учебного материала; развитие личности в целом. Способ постановки целей, который п ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru