Понятие "культурное поле" и способы его формирования

Идея воспитания человека в контексте культуры достаточно глубоко разработана в трудах таких учёных, как Е.В.Бондаренко, Е.Н.Ильин, М.С.Каган, Н.И.Кияшенко, В.И.Разумный, Т.П.Малькова, В.Я.Нечаева и др.

Л.А. Орнатская подчёркивает, что для правильного целостного определения сущности культуры необходимо иметь в виду, что культура может быть рассмотрена как определённая совокупность материальных и духовных ценностей, как деятельность, как целостность (связи, отношения, институт), как свойство, качество.

М.П.Воюшина, активно разрабатывая проблему культурного поля младшего школьника, отмечает, что вхождение в культуру, освоение культурной среды - это одна из граней сущности образования. Ребенок постепенно осваивает пространство культуры, присваивая его и формируя свое культурное поле. Таким образом, культурное поле каждого человека индивидуально, оно формируется под влиянием семьи и окружения, а также в процессе образования, изменяясь как под воздействием благоприятных, так и под влиянием негативных факторов среды.

Отметим, что в качестве основных показателей, характеризующих культурное поле, М.П.Воюшина выделяет следующие: первичные потребности; мотивы и цели деятельности; активность; знания и умения; уровень восприятия художественного произведения (или уровень собственной творческой работы); кругозор в определённой области знаний; интерес к определённым видам деятельности; наличие вторичной потребности; способность к саморефлексии.

В основе любой деятельности лежат потребности, поэтому их можно рассматривать как силу, являющуюся причиной становления культурного поля. Чтобы начать педагогический процесс формирования культурного поля школьника, необходимо актуализировать эстетические потребности и познавательные мотивы. Далее, в ходе активного выполнения заранее распланированной деятельности, ученик обогащает свои знания (содержательные и процессуальные), постепенно приобретая опят творческой деятельности. При использовании им новых знаний рождается интерес к деятельности, появляются и укрепляются мотивы, происходит формирование ценностей. Как итог этой деятельности формируются новые потребности.

М.П. Воюшина и С.И.Петрова в своих исследованиях подчёркивают, что в процессе формирования культурного поля школьника важно создавать ситуации, побуждающие ребёнка "к поступку, к активной деятельности, в процессе которой формируется личность как целостное существо, вырабатываются потребности, устанавливается их иерархия".

Таким образом, под культурным полем понимается присвоенное личностью пространство культуры, в котором действуют силы, его (поле) создающие. Такими силами являются потребности, ценности, мотивы, интересы, знания, умения, активность, проявляющиеся в культуросообразном поведении. В результате проявленной ребёнком активности реализуются потребности и мотивы, используются имеющиеся и приобретаются новые знания и умения, формируются интересы и ценностное отношение, приобретается опыт - т.е. формируется культурное поле личности. И здесь основная задача учителя - побудить ребёнка к выходу в культурное пространство.

Нам кажется, что необходимо использовать естественные склонности и интересы младших школьников. Все дети любят смотреть мультики, но анимация- это вид искусства, имеющий свою историю, свои выразительные средства. Помочь осознать ребёнку мультфильм, как явление культуры, увидеть его связи с другими искусствами – это и значит расширить культурный кругозор ребёнка, научить его сопоставлять литературное произведение и его экранную версию, актуализировать эстетические потребности и познавательные мотивы.

Материалы о воспитании и обучении:

Японская гравюра с середины XVII до середины XIX вв
В Японию гравюра на дереве проникла из Китая, где она была известна с глубокой древности и в основном была посвящена религиозной тематике. С начала XVII в. в японском искусстве возникло новое течение. Художники обращались к природе, к людям, к окружающей их жизни и создавали реалистические произвед ...

Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологии
Одним из требований при организации учебного процесса в коррекционной школе является строгое соблюдение охранительного педагогического режима. Несмотря на большой объем традиционных здоровьеохранительных мероприятий, их резерв далеко не исчерпан. В ряду здоровьесберегающих мероприятий, используемых ...

Функции педагогической деятельности
Передача знаний, умений и навыков (ЗУН), формирование на этой основе мировоззрения у воспитанников. Развитие интеллектуальных сил и способностей подрастающего поколения, эмоционально-волевой и действенно-практической сфер. Формирование нравственного поведения учащихся на основе сознательного усвоен ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru