Общая характеристика нормального и нарушенного речевого развития детей первых трех лет жизни

Педагогика сегодня » Общая характеристика нормального и нарушенного речевого развития детей первых трех лет жизни

Страница 7

Играя с игрушками, ребенок часто разговаривает сам с собой, озвучивает свои действия и дает им оценку (машинка би-би, бах - упала).

Кроха понимает двухступенчатую просьбу, с которой к нему обращаются взрослые. Например: «Пойди в комнату и принеси мячик»; «Если съешь кашу, я дам тебе конфету». Теперь малыш не только понимает речь взрослого, но и запоминает то, что ему говорят (слухоречевая память).

Последовательность появления первых слов.

Все родители с нетерпением ждут, когда ребенок произнесет первое слово: мама или папа. Однако многие дети еще до того, как скажут мама, начинают использовать другие слова, хотя родители и не считают их настоящими словами (ам-ам - хочу есть, ав-ав , собачка и др.). Все малыши вначале говорят о том, что они хотят, видят и ощущают («хочу», «нет»), а не о том, что знают и думают.

Российские и зарубежные исследователи детской речи обнаружили определенную закономерность в том, как ребенок усваивает первые слова и их значения.

Существуют первостепенные по значению группы слов, которые учатся понимать и произносить дети, живущие на разных концах земного шара. В зависимости от индивидуальных, социальных и культурных особенностей порядок усвоения этих слов может быть различным.

Исследователи детской речи выделяют такие группы первых слов:

- люди, окружающие ребенка (мама, папа, баба, тетя, дядя, ляля и др.);

- животные и птицы (мяу, ки, киса; ав-ав, ава; му; иго-го, тпру; ко-ко; кар; га-га .);

- еда (ам-ам, ням-ням, пить, суп, чай); '

- движения (топ-топ);

- сон (а-а, бай-бай);

- действия (дать, на, тук-тук, еще); состояния (бо-бо - больно);

- согласие (да, нет);

- место (там);

- транспорт (би-би - машина);

- предметы в доме (але, тик-так);

- осуждение за поступки (ай-ай);

- прощание (пока-пока) и др.

Важными диагностическими показателями неблагополучия речевого развития в этом периоде становятся:

- отсутствие в речи ребенка фраз из 3 и более слов;

- пассивность и безынициативность в ведении диалога;

- однословность или однотипность ответов на вопросы;

- преобладание в самостоятельных высказываниях «замороженных» грамматических форм и высокая доля эхолаличных высказываний;

- выраженные трудности произнесения многосложных слов и слов со стечениями согласных. Отдельно отмечаются стойкие запинки при произнесении развернутых фраз или отдельных слов, многократные повторения и растянутое произнесение слогов и звуков, сопровождающееся мышечным напряжением.

- Большое количество звукоподражательных слов у ребенка старше 18 месяцев при практически полном отсутствии с его стороны попыток имитации «взрослых» слов;

- обилие многочисленных недифференцированных жестов, носящих не коммуникативную, а агрессивную направленность;

- навязчивые требования недоступного предмета с помощью нечленораздельного мычания.

Не все из перечисленных диагностических показателей являются равнозначными или проявляются одновременно, однако их общей характерной особенностью является.

Как правило, точный логопедический диагноз можно сформулировать в момент появления некоторой речевой продукции ребенка. (чтобы избежать гипердиагностики и в то же время не пропустить явные отклонения от нормы.).

До этого мы можем ориентироваться только на косвенные признаки: состояние речедвигательного аппарата, особенности когнитивного и коммуникативного развития. Поэтому актуально говорить о специалистах по ранней коммуникации.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Материалы о воспитании и обучении:

Уровни общения педагогов и школьников
Под уровнями общения понимают определенные поведенческие проявления, позволяющие судить об особенностях воздействия одного партнера на другого, о характере их взаимодействия. Следует отметить, что в психолого-педагогической литературе описано немало подходов к выделению особенностей общения партнер ...

Традиции коллективистского воспитания школьников
Первопричиной возникновения ориентаций на ведущую роль коллектива стала трактовка вечного стремления людей к сотрудничеству и различным формам объединений. Из истории следует, что люди объединялись самостоятельно – для более успешного, чем в одиночку, решения житейских задач, или насильственно – по ...

Отношение семейного воспитания и православной школы
Новизна и необыкновенность православной школы в том, что эта школа – церковная, то есть имеющая в своем основании те принципы, которые заложены в жизнь самой Церкви, а конкретно – в жизнь прихода. Поэтому та школа, которая выросла из прихода, существует, органично входя в жизнь прихода, а та, котор ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru