Общая характеристика нормального и нарушенного речевого развития детей первых трех лет жизни

Педагогика сегодня » Общая характеристика нормального и нарушенного речевого развития детей первых трех лет жизни

Страница 7

Играя с игрушками, ребенок часто разговаривает сам с собой, озвучивает свои действия и дает им оценку (машинка би-би, бах - упала).

Кроха понимает двухступенчатую просьбу, с которой к нему обращаются взрослые. Например: «Пойди в комнату и принеси мячик»; «Если съешь кашу, я дам тебе конфету». Теперь малыш не только понимает речь взрослого, но и запоминает то, что ему говорят (слухоречевая память).

Последовательность появления первых слов.

Все родители с нетерпением ждут, когда ребенок произнесет первое слово: мама или папа. Однако многие дети еще до того, как скажут мама, начинают использовать другие слова, хотя родители и не считают их настоящими словами (ам-ам - хочу есть, ав-ав , собачка и др.). Все малыши вначале говорят о том, что они хотят, видят и ощущают («хочу», «нет»), а не о том, что знают и думают.

Российские и зарубежные исследователи детской речи обнаружили определенную закономерность в том, как ребенок усваивает первые слова и их значения.

Существуют первостепенные по значению группы слов, которые учатся понимать и произносить дети, живущие на разных концах земного шара. В зависимости от индивидуальных, социальных и культурных особенностей порядок усвоения этих слов может быть различным.

Исследователи детской речи выделяют такие группы первых слов:

- люди, окружающие ребенка (мама, папа, баба, тетя, дядя, ляля и др.);

- животные и птицы (мяу, ки, киса; ав-ав, ава; му; иго-го, тпру; ко-ко; кар; га-га .);

- еда (ам-ам, ням-ням, пить, суп, чай); '

- движения (топ-топ);

- сон (а-а, бай-бай);

- действия (дать, на, тук-тук, еще); состояния (бо-бо - больно);

- согласие (да, нет);

- место (там);

- транспорт (би-би - машина);

- предметы в доме (але, тик-так);

- осуждение за поступки (ай-ай);

- прощание (пока-пока) и др.

Важными диагностическими показателями неблагополучия речевого развития в этом периоде становятся:

- отсутствие в речи ребенка фраз из 3 и более слов;

- пассивность и безынициативность в ведении диалога;

- однословность или однотипность ответов на вопросы;

- преобладание в самостоятельных высказываниях «замороженных» грамматических форм и высокая доля эхолаличных высказываний;

- выраженные трудности произнесения многосложных слов и слов со стечениями согласных. Отдельно отмечаются стойкие запинки при произнесении развернутых фраз или отдельных слов, многократные повторения и растянутое произнесение слогов и звуков, сопровождающееся мышечным напряжением.

- Большое количество звукоподражательных слов у ребенка старше 18 месяцев при практически полном отсутствии с его стороны попыток имитации «взрослых» слов;

- обилие многочисленных недифференцированных жестов, носящих не коммуникативную, а агрессивную направленность;

- навязчивые требования недоступного предмета с помощью нечленораздельного мычания.

Не все из перечисленных диагностических показателей являются равнозначными или проявляются одновременно, однако их общей характерной особенностью является.

Как правило, точный логопедический диагноз можно сформулировать в момент появления некоторой речевой продукции ребенка. (чтобы избежать гипердиагностики и в то же время не пропустить явные отклонения от нормы.).

До этого мы можем ориентироваться только на косвенные признаки: состояние речедвигательного аппарата, особенности когнитивного и коммуникативного развития. Поэтому актуально говорить о специалистах по ранней коммуникации.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Материалы о воспитании и обучении:

Проблема соответствия образовательных услуг индивидуальным и корпоративным запросам их потребителей
Основными потребителями услуг существующей на той или иной территории системы образования являются люди, на ней живущие. Каждый житель имеет потребность быть образованным сообразно своим интересам, территории, на которой он живёт, и своей деятельности на ней, в том числе и трудовой. Для организации ...

Основные условия развития коллектива
В развитии коллектива особая роль принадлежит совместной деятельности. Это определяет, во-первых, необходимость вовлечения всех учащихся в разнообразную и содержательную в социальном и нравственном отношении коллективную деятельность, а во-вторых, необходимость такой ее организации и стимулирования ...

Информационные ресурсы общества
Человечество развивается благодаря генерированию информации. Нет необходимости доказывать, что для человека информация такой же энергетический продукт, как и пища. Чтобы быть хозяином положения в своей сфере, избранной области знаний или бизнеса, необходимо быть в курсе научно-технических событий, ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru