Общая характеристика нормального и нарушенного речевого развития детей первых трех лет жизни

Педагогика сегодня » Общая характеристика нормального и нарушенного речевого развития детей первых трех лет жизни

Страница 6

Двухлетний малыш часто повторяет много раз вопрос об одном и том же предмете («Что это?»), даже если вы ответили ему. Это может означать, что ребенку нравится ваше внимание. Дети с удовольствием произносят слова и радуются тому, что могут с вами «беседовать».

К двум годам малыши начинают понимать, что слова, обозначающие названия знакомых предметов, относятся также к предметам в книжках, на фотографиях. По вашей просьбе ребенок может показать, где нарисована собачка, банан, мячик. Кроха уже понимает, что игрушечный стул, стол и другие предметы называются так же, как и настоящие.

Ближе к 2-м годам (приблизительно в 1 г. 8 мес. — 1 г. 9 мес.) у него появляются первые слова с разными (не повторяющимися) слогами: ки-ся, ляпа, тетя и т. п. В 2 года ребенок пытается говорить трех сложные слова, пропуская, как правило, один из них: «синя » (машина). При помощи взрослого в активе ребенка появляются важные опорные слова «все» - окончание действия и «ещё» - продолжение действия (еще сока, еще играть).

Возраст 2 года знаменуется первыми попытками ребенка соединить два слова: «Мама кися», одновременно он сам строит первые предложения: «Баба дай!», «Кися, ди! (киса, иди!)».

Признаки неблагополучия в речевом развитии ребенка до 2-х лет:

- длительное «застревание» на стадии «лепетных» слов;

- позднее (Норма = 1,5 года) появление «опорных слов», с которыми связано формирование высказываний типа «исе каси», «исе сыя», «все» и т.п., и очень незначительным приростом этих слов в словаре ребенка;

- стойкое эхолалическое повторение за взрослым, без умения самостоятельно использовать новое слово в общении;

- копирование вопросительной интонации взрослого вме­сто ответа на вопрос;

- неумение назвать однородные предметы одним словом;

- главный признак - это так называемая «задержка лексического развития», которая проявляется в отсутствии прироста новых слов в активном словаре.

Если в возрасте 2-х лет, у ребенка отсутствуют все вышеперечисленные симптомы, а в активном словаре 1-2 слова, общается при помощи жестов и вокализаций – вполне возможно, что это индивидуальный темп развития речи для конкретного ребенка. Проводятся занятия по стимуляции речевого развития.

Третий год жизни.

По периодизации Цейтлин С.Н. – это этап усвоения основных грамматических правил в языковой системе родного языка.

Иначе говоря — «морфологическая стадия», связана со становлением фразовой речи.

На третьем году жизни речь ребенка стремительно развивается: от отдельных самостоятельных высказываний в форме фраз, состоящих из 2-3 слов, до развернутых предложений в диалоге, инициированном самим ребенком, и первых попыток использовать монолог. Малыш говорит короткими фразами, использует как простые, так и распространенные предложения, но делает много грамматических ошибок.

Предложения, которые говорят дети на этом этапе речевого развития (2-3 года) — это еще не настоящие фразы. Практически первые предложения — это те же слова, но имеющие смысловой признак действия. Они запоминаются детьми как некие постоянные целостные конструкции, похожие на слова: «Дай пить», «Идем гулять», «Надо играть» и пр.

Словарный запас увеличивается в 3-4 раза.

В этом возрасте ребенок задает взрослому много вопросов: «Почему?», «Где?», «Зачем?» Малыш еще не умеет четко произносить звуки. Он смягчает многие согласные звуки: говорит сям вместо сам, коза превращается в козя, а машинка - в масинку и т. д.

Некоторые звуки ребенок заменяет другими (вместо [ш] произносит [с]) или пропускает трудные звуки. В это время появляются даже трехсложные слова, например, «палямась» (поломалась), «аевка» (коровка), приобретается способность строить по моделям речи взрослых простые предложения: «Мой кука паль» (Моя кукла упала).

Рассматривая книжки, ребенок называет знакомые картинки (мышка, собака и др.). Понравившуюся книжку дети обычно просят читать много раз. Слушая короткие стихи, которые читают родители, кроха может спонтанно повторить последнее слово или слог в стихотворной строке. Это «умение» малыша можно использовать, чтобы развивать его речь.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы о воспитании и обучении:

Сущность и основные положения элементарного образования И.Г. Песталоцци
В последующие годы жизни, руководя "институтами" в Бургдорфе и Ивердоне, И.Г. Песталоцци идею об элементарном первоначальном обучении превратил в определенную концепцию, которая стала известной под названием "метод Песталоцци", под которым понималась система обучения детей, орие ...

Опытно-экспериментальная работа по формированию и коррекции супружеских взаимоотношений на воспитание ребенка в семье
Опытно-экспериментальная работа проводилась в МОУ «Новогеоргиевской СОШ» Шимановского района, целью которой являлась социально-педагогическая помощь семьям в формировании и коррекции супружеских взаимоотношений и их влияния на семейное воспитание. Выборку составило 15 семей. Приняли активное участи ...

Патология слуха
В слуховом анализаторе различают звукопроводящий и звуковоспринимающий аппарат. К звукопроводящему аппарату относятся наружное и среднее ухо, а также некоторые части внутреннего уха (жидкость лабиринта и основная мембрана); к звуковоспринимающему – все остальные отделы анализатора, начиная от волос ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru