Общая характеристика нормального и нарушенного речевого развития детей первых трех лет жизни

Педагогика сегодня » Общая характеристика нормального и нарушенного речевого развития детей первых трех лет жизни

Страница 5

- Стойкие трудности формирования навыков разжевывания твердой пищи, проглатывания и умения пить жидкость маленькими глотками из чашки также косвенно свидетельствуют о дисфункции общих речедвигательных навыков и нарушения механизмов фонации и дыхания.

- Задержка формирования или полное отсутствие паралингвистических форм общения свидетельствует о серьезных нарушениях коммуникативной функции речи.

- При выраженных нарушениях психо-эмоционального и когнитивного развития наблюдаются:

- маловыразительная и однообразная мимика;

- эмоциональные проявления в форме хаотической двига­тельной активности или оральных синкинезий;

- неадекватные реакции на речевое обращение, словесные инструкции, демонстрируемое действие.

Второй год жизни.

Ведущей формой деятельности является предметно-действенное общение со взрослым.

Роль совместных простейших предметных действий:

- ребенок усваивает основное назначение предметов,

- приобретает опыт социального поведения,

- накапливает необходимый запас знаний и представлений об окружающем,

- накапливает пассивный и активный словарь;

- использует различные формы речевого общения.

- Развивает наглядно-действенное мышление. Мыслить для него – это значит здесь и сейчас с конкретными предметами, а не думать и вспоминать, как это происходит у взрослых.

- В предметной деятельности тренируется внимание, когда ребенок увлеченно рассматривает новый предмет, исследует его, совершает с ним различные манипуляции.

- Тренируется память при активном восприятии, когда ребенок узнает знакомые предметы и выполняет знакомые действия.

Предметы играют роль опор для речевого развития ребенка. В это понятие входят и те реальные предметы, которые находятся вокруг него в доме (вещи), и явления природы (деревья, цветы, трава, земля, небо, солнце и пр.), и игрушки.

Все органы чувств действуют у ребенка совместно, вернее, взаимодействуют, передавая друг другу добытые сведения. Маленькие дети не только смотрят на предметы и слушают их «голоса», они часто тянут в рот несъедобное, все подряд нюхают, как бы проверяя на свежесть. Но это ведь не потому, что они столь не доверяют нам. Просто они обследуют предмет со всех сторон и таким образом запоминают его. Главными инструментами познания мира вообще и слов в частности, являются ощущения. Отсюда вытекает, что ребенок должен иметь возможность получать как мож­но больше этих ощущений (тактильных, вкусовых, обонятельных, слуховых, зрительных).

Как развивается речь.

Второй год жизни - это этап первичного освоения языка: от 1 года до 2 лет: характеризуется переходом от однословных высказываний к двухсловным.

Однако широкая вариативность индивидуальных темпов овладения двухсловными предложениями даже среди детей однородной социальной группы делает этот критерий практически неприемлемым для детей второго года жизни, имеющих отклонения речевого развития. Самостоятельные детские высказывания еще настолько элементарны и построены на копировании образцов взрослой речи, что имеет смысл говорить о появлении определенных форм конкретного слова, которые функционально не тождественны соответствующим формам нормативного русского языка — это так называемая «доморфологическая стадия» языкового развития.

На втором году жизни ребенок начинает говорить. Он понимает значительно больше слов, чем может произнести, причем не только слова, но и словосочетания, простые просьбы (например, «Покажи киску», «Дай мячик» и др.).

Малыш издает разнообразные звуки и звукосочетания, более уверенно произносит слоги и слова, выражает свои желания жестами и мимикой.

В этом возрасте дети пытаются активнее общаться со взрослыми: ребенок слушает то, что ему говорят, и отвечает на своем «языке». Ответная «речь» малыша эмоционально и интонационно окрашена. По интонации вы можете понять, о чем вам «рассказывает» кроха: об увиденной на улице машине, о собаке, которая громко лаяла и т. п. Часто дети повторяют за взрослыми не слово целиком, а только его окончание, первый звук или слог: ки вместо киса, ать вместо дать и т. п.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы о воспитании и обучении:

Теоретические основы формирования навыков чтения у младших школьников с дислексией
При разработке методики формирующего эксперимента нами учитывались общие и специфические особенности навыков чтения у младших школьников, выявленные в ходе проведения констатирующего эксперимента. В том числе, мы опирались на современные положения о формировании навыков письма и чтения у детей, об ...

Преемственность при изучении понятия «неравенство» на начальной и основной ступенях образования в развивающей системе обучения по программе Истоминой Н.Б
Методика работы с понятием «неравенство» осуществлялась в рамках концепции Истоминой Н.Б., основной целью которой является развитие мышления учащихся в процессе усвоения математического содержания. В соответствии с этой концепцией у учащихся начальных классов целенаправленно формируются приемы умст ...

Мир всевозможных игр
Мир игр огромен. Дети познают и решают проблемы жизни через игру. Игра дает детям коммуникативно-познавательные умения, развивает их критическое мышление и культуру полемики, активизирует речевую деятельность, и, требуя напряжения эмоциональных и умственных сил, вместе с тем снимает монотонность пр ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru