Общая характеристика нормального и нарушенного речевого развития детей первых трех лет жизни

Педагогика сегодня » Общая характеристика нормального и нарушенного речевого развития детей первых трех лет жизни

Страница 5

- Стойкие трудности формирования навыков разжевывания твердой пищи, проглатывания и умения пить жидкость маленькими глотками из чашки также косвенно свидетельствуют о дисфункции общих речедвигательных навыков и нарушения механизмов фонации и дыхания.

- Задержка формирования или полное отсутствие паралингвистических форм общения свидетельствует о серьезных нарушениях коммуникативной функции речи.

- При выраженных нарушениях психо-эмоционального и когнитивного развития наблюдаются:

- маловыразительная и однообразная мимика;

- эмоциональные проявления в форме хаотической двига­тельной активности или оральных синкинезий;

- неадекватные реакции на речевое обращение, словесные инструкции, демонстрируемое действие.

Второй год жизни.

Ведущей формой деятельности является предметно-действенное общение со взрослым.

Роль совместных простейших предметных действий:

- ребенок усваивает основное назначение предметов,

- приобретает опыт социального поведения,

- накапливает необходимый запас знаний и представлений об окружающем,

- накапливает пассивный и активный словарь;

- использует различные формы речевого общения.

- Развивает наглядно-действенное мышление. Мыслить для него – это значит здесь и сейчас с конкретными предметами, а не думать и вспоминать, как это происходит у взрослых.

- В предметной деятельности тренируется внимание, когда ребенок увлеченно рассматривает новый предмет, исследует его, совершает с ним различные манипуляции.

- Тренируется память при активном восприятии, когда ребенок узнает знакомые предметы и выполняет знакомые действия.

Предметы играют роль опор для речевого развития ребенка. В это понятие входят и те реальные предметы, которые находятся вокруг него в доме (вещи), и явления природы (деревья, цветы, трава, земля, небо, солнце и пр.), и игрушки.

Все органы чувств действуют у ребенка совместно, вернее, взаимодействуют, передавая друг другу добытые сведения. Маленькие дети не только смотрят на предметы и слушают их «голоса», они часто тянут в рот несъедобное, все подряд нюхают, как бы проверяя на свежесть. Но это ведь не потому, что они столь не доверяют нам. Просто они обследуют предмет со всех сторон и таким образом запоминают его. Главными инструментами познания мира вообще и слов в частности, являются ощущения. Отсюда вытекает, что ребенок должен иметь возможность получать как мож­но больше этих ощущений (тактильных, вкусовых, обонятельных, слуховых, зрительных).

Как развивается речь.

Второй год жизни - это этап первичного освоения языка: от 1 года до 2 лет: характеризуется переходом от однословных высказываний к двухсловным.

Однако широкая вариативность индивидуальных темпов овладения двухсловными предложениями даже среди детей однородной социальной группы делает этот критерий практически неприемлемым для детей второго года жизни, имеющих отклонения речевого развития. Самостоятельные детские высказывания еще настолько элементарны и построены на копировании образцов взрослой речи, что имеет смысл говорить о появлении определенных форм конкретного слова, которые функционально не тождественны соответствующим формам нормативного русского языка — это так называемая «доморфологическая стадия» языкового развития.

На втором году жизни ребенок начинает говорить. Он понимает значительно больше слов, чем может произнести, причем не только слова, но и словосочетания, простые просьбы (например, «Покажи киску», «Дай мячик» и др.).

Малыш издает разнообразные звуки и звукосочетания, более уверенно произносит слоги и слова, выражает свои желания жестами и мимикой.

В этом возрасте дети пытаются активнее общаться со взрослыми: ребенок слушает то, что ему говорят, и отвечает на своем «языке». Ответная «речь» малыша эмоционально и интонационно окрашена. По интонации вы можете понять, о чем вам «рассказывает» кроха: об увиденной на улице машине, о собаке, которая громко лаяла и т. п. Часто дети повторяют за взрослыми не слово целиком, а только его окончание, первый звук или слог: ки вместо киса, ать вместо дать и т. п.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы о воспитании и обучении:

Пути сохранения и повышения мотивации студентов
Одно из наиболее часто встречаемых препятствий процесса обучения состоит в утрате студентом мотивации к продолжению обучения. Потеря мотивации может представлять собой серьезное осложнение, поскольку студенту в этом случае крайне трудно сосредоточиться на выполнении заданий. Гораздо сложнее станови ...

Информация и развитие цивилизации
Цивилизация - это прежде всего информация, информация делает народы человечеством. С. Залыгин «К вопросу о бессмертии» Информированные всегда будут властвовать над незнающими. И народ, подразумевающий в своем обществе наличие народовластия, должен обладать силой, которую дает ему информация. Джон А ...

Классификация театрализованных игр
Существует множественность точек зрения на классификацию игр, составляющих театрально-игровую деятельность. Предметные и непредметные игры в классификации Л.С. Фурминой Дифференциация театрализованных игр по замыслу, по литературному тексту, по предложенным взрослым обстоятельствам Е.Л. Трусовой. В ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru