Общая характеристика нормального и нарушенного речевого развития детей первых трех лет жизни

Педагогика сегодня » Общая характеристика нормального и нарушенного речевого развития детей первых трех лет жизни

Страница 4

После 6 месяцев нарушения когнитивного развития достаточно заметны, однако дифференциальная диагностика очень сложна, чтобы определить ведущее нарушение надо соотнести все данные об анамнезе с динамическим наблюдении за ребенком.

В этом возрасте ребенок может сказать первое слово: баба, мама, папа и пр. Появляются новые слова-жесты или, если этого не было раньше, жестовая речь. В 8-9 месяцев ребенок понимает запрет (слово нельзя) и прекращает делать то, что не нравится взрослому.

За счет совершенствования произнесения согласных лепет приобретает более четкие очертания. Малыш начинает развивать речевые навыки и изучать возможности своих голосовых связок. Он поет на пронзительно высоких нотах, что очень похоже на визг. Кроме этого у малыша появляются первые звукоподражательные слова: собака — ав-ав, корова — му. Ребенок этого возраста может показать все предметы, о которых идет речь или о которых спрашивают: где телефон? где стул? где котик? Девяти-десятимесячный малыш выполняет простые указания типа «Дай мне!» Может сказать свое первое слово: мама, баба и т.д.

Заметно расширяется жестовая речь и пассивный словарь ребенка. Он показывает пальцем на все, что его заинтересовало, и нуждается в комментариях родителей по поводу заинтересовавших его предметов. По просьбе мамы или другого взрослого малыш может показать на себе, на кукле или на маме глазки, носик, ушки, пупок, животик, ручки, ножки и т.д. Особенно хорошо малыш показывает, где у мамы грудь. В 9-12 месяцев ребенок узнает названия знакомых предметов, понимает жест «пока-пока», отвечает действием на словесные просьбы (например, хлопает в ладоши при слове «ладушки»), кивает головой в знак «согласия-несогласия». Начинает слушать короткие простые сказки.

В конце года большинство детей произносят 5-6 лепетных слов, как правило, обозначающих близких людей, любимую игрушку, часто выполняемое действие. Хорошо подражают интонации взрослого «собеседника», копируют отдельные слоги, восклицания, междометия. Хорошо выражают свое настроение, изменяя тон, громкость, длительность звучания голоса.

Коммуникативная деятельность и дословесные формы общения.

Младенец понимает указательные, запретительные жесты, а также выполняет некоторые коммуникативные действия: машет ручкой при прощании, подражая взрослому, для просьбы использует указательный жест. В этом возрасте активно развивается система дословесных форм общения, в которую входят звуки (вокализации), мимика, произвольные движения тела, жесты и взгляды («указательный», «ищущий оценку», «соединяющий»).

Когнитивное развитие.

У ребенка формируются первые наглядно-действенные представления, являющиеся сенсорно-перцептивной основой формирования обобщенного мышления и речи у детей раннего возраста. Особую форму деятельности младенца представляет собой подражание (движениям, жестам, выражению лица, голосу, простым словам) взрослому человеку, которое становится осознанным и разнообразным в конце первого года жизни.

Отклонения в психоречевом развитии:

- Наличие рудиментарного лепета, однообразных и монотонных голосовых реакций свидетельствует о серьезном отклонении в раннем развитии ребенка, которое может носить как парциальный, так и комплексный характер.

- В более легких случаях (при компенсации к этому возрасту некоторых синдромальных проявлений гипертензионно-гидроцефальный синдром, синдром нервно-рефлекторной возбудимости, вегетативно-висцеральный синдром) нарушения формирования голосовых реакций сочетаются со слабостью слуховых дифференцировок, недостаточностью слухового внимания и трудностью локализации источника звука в пространстве. Это задерживает развитие начального понимания речи у детей с резидуальной неврологической симптоматикой.

- К концу первого года жизни выраженными становятся клинические признаки основных форм ДЦП: формируется спастичность, выраженными становятся симптомы атаксии и гиперкинезы, что приводит к нарастанию патологических изменений в тонусе мышц речевого, голосообразующего и дыхательного аппарата.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы о воспитании и обучении:

Особенности психологического климата в педагогическом коллективе
По мнению известного российского психолога Б. Д. Парыгина, понятие «социалъно-психологический климат коллектива» отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения в коллективе, связанный с удовлетворением условиями жизнедеятельности, стилем и уровнем управле ...

Мультимедийные технологии как средство повышения эффективности обучения в школе. Методика работы на интерактивном оборудовании
Объектом изучения темы «Мультимедийные технологии как средство повышения эффективности обучения в школе» являются средства мультимедиа. Предметом изучения данной темы являются возможности средств мультимедиа и перспективы их использования. Мультимедиа - область компьютерной технологии, связанная с ...

Особенности формирования личности у детей с речевыми нарушениями
Развитию личности детей с различными дефектами речи посвящен ряд работ Л.С. Выготского, Т.А. Власовой, В.И. Селиверстова, Р.Е. Левиной и других. Согласно их исследованиям дефекты развития речи – это общее понятие, включающее практически все отклонения в речевом развитии. Нарушения речи могут в разн ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru