Общая характеристика нормального и нарушенного речевого развития детей первых трех лет жизни

Педагогика сегодня » Общая характеристика нормального и нарушенного речевого развития детей первых трех лет жизни

Страница 3

Малыш нуждается в активном общении и физическом контакте со взрослыми. Речевое развитие остается на том же уровне, но появляются элементы лепета: а-да-да, а-па-па и т.п. Иногда малыш заводит свои «речи» на очень высоких нотах, почти визжит. Он продолжает «рычать» и использовать в качестве речи кашель. Малыш этого возраста знает свое имя и реагирует на него: оживляется, улыбается, начинает двигаться или вокализировать.

Когнитивное развитие.

«Комплекс оживления» угасает, уступая место более дифференцированным психическим реакциям. Развивается подражание и активное манипулирование предметами. Действия приобретают целенаправленный характер (настойчивые попытки достать, дотянуться до нужного предмета, после отвлечения возвращает взгляд на то место, где было лицо человека или предмет).

Ребенок продвигается в речевом развитии. Требует, чтобы мама говорила только с ним: не дает ей говорить по телефону, если она говорит с кем-либо, поворачивает к себе ее лицо. Малыш начинает показывать знакомые игрушки по просьбе мамы. Очень любит слушать стихи и песенки-потешки.

Возрастает роль стимуляции на характер долингвистической вокальной продукции. На появление первичных коммуникативных намерений существенно влияет наличие благоприятной обстановки взаимодействия взрослого и ребенка.

Коммуникативная деятельность.

Понимает, когда к нему обращаются по имени, реагирует на слово «нет». Вокализации и жесты выполняют коммуникативную функцию (интонация удовольствия, неудовольствия, просительные и протестующие жесты). Начальное ситуационное восприятие обращенной речи (поворачивает голову в сторону называемого человека).

Усложняются лепетные конструкции: а-да-да-да-да, а-та-та-та, а-ма-ма-ма-ма, а-па-па-па-па и тд. Малыш начинает явственно реагировать и отзываться на свое имя. В обиходе ребенка появляются слова-жесты: машет рукой «пока», хлопает ладошкой по руке взрослого — «привет» и тд. В самостоятельной вокальной продукции наблюдается посте­пенный переход к активному, многообразному по звуковому составу лепету. Звуки начинают постепенно дифференцироваться и приближаться к звукам родного языка, появляясь в лепете ребенка в определенной последовательности: ротовые-носовые, звонкие-глухие, твердые-мягкие, смычные-щелевые. У младенца вызывается эхолаличное повторение слогов за взрослым, копирование интонационно-мелодической структуры знакомой фразы, он также может имитировать кашель и щелканье языком.

Отклонения в психоречевом развитии:

- При апраксиях и стридоре лепет имеет прерывистый, смазанный, слабо модулированный характер. Длительный вокализованный выдох явно затруднен, преобладают краткие лепетные серии («бедный лепет»).

- Можно отметить нарушения формирования интонационной стороны речи, которая в норме уже к 6 месяцам приобретает типичную для родного языка мелодику.

- В случаях более тяжелой неврологической патологии к концу первого полугодия жизни у младенцев наблюдается выраженная мышечная гипотония.

- Наблюдаются специфические искажения звукопроизношения, бедные голосовые реакции. Певучее гуление может отсутствовать полностью. Интонационно-мелодическая выразительность вокализаций снижена, самоподражания нет.

- В случаях грубого поражения по типу РДА органического генеза или глубокой умственной отсталости ребенок может быть явно неконтактен, пассивен, его ориентировочные реакции будут снижены или, наоборот, у него будет преобладать патологическая двигательная активность, беспокойство, негативные эмоциональные реакции на новые предметы (плач, крик, отворачивается).

- В случае грубой патологии развития физиологические эхолалии и слоговой лепет не формируются или возникают позже в искаженном виде, интонационная выразительность отсутствует, реакция на обращенную речь проявляется в виде чрезвычайно бедной вокальной продукции, отдельных звукокомплексов, недифференцированной голосовой активности. Ребенок не стремится к звукоподражанию.

- Вместо ориентировочной реакции и игровой деятельности (манипулирования) выражены общий ком­плекс оживления и подражательная улыбка. В случаях РДА эмоциональные реакции у детей очень избирательны и неожиданны, часто они бывают связаны с неодушевленными предметами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы о воспитании и обучении:

Опыт изучения образовательных услуг и запросов их потребителей в субъекте Российской Федерации
В данной части монографии представлено описание опыта изучения образовательных услуг и запросов их потребителей в Еврейской автономной области (ЕАО), на территории которой в течение 2004-2005 гг. группой сотрудников Института комплексного анализа региональных проблем Дальневосточного отделения Росс ...

Критерии эффективности воспитательной системы
Основной целью воспитательной системы является оптимизация ее функционирования и развития: во-первых, моделирование строящейся системы; во-вторых, организация коллективной творческой деятельности детей и взрослых; в-третьих, ориентирование в такой деятельности учащихся, педагогов на общечеловечески ...

Цели, задачи и содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, подразумевающей свободное построение ребенком сюжета, в котором литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребен ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru