О роли фольклорных источников в обучении и воспитании любви и уважения к родителям

Педагогика сегодня » Духовно-нравственное воспитание в семье » О роли фольклорных источников в обучении и воспитании любви и уважения к родителям

Страница 2

Сформировавшись на отечественных реалиях, русский фольклор был легко доступен для восприятия воспитуемых, облегчал понимание сложных древних текстов. Коллективный разум народа за столетия упорных размышлений над нравственным законом, предлагаемым христианством, находил все новые нюансы толкований, расшифровывая, уточняя и углубляя лаконичный текст заповедей.

Главным во взаимодействии с родителями было послушание детей, поскольку послушание всегда рассматривалось как главная детская добродетель. Долг родителей — воспитывать детей в соответствии с нравственными заповедями, содержать их «в послушании со всякою честностью».

В русском фольклоре существует целый ряд пословиц и поговорок, которые подчеркивают значимость пятой заповеди и направлены на ее твердое усвоение детьми и молодежью.

Расшифровки пословиц и поговорок, связанных с пятой заповедью, прежде всего, отвечают на вопрос: «Почему следует делать именно так?». Почему долг ребенка состоит в том, чтобы чтить своих родителей? В древности говорили так: «Держи матерь свою во чти и в матерстве». Традиция почитания предков, как уже указывалось, была наиболее глубоко укоренена в русской народной культуре. Православная церковь установила в течение года особые дни для поминовения умерших предков, которые получили красноречивое название «родительские субботы». Кроме того, каждый христианин должен был включать в свое ежедневное молитвенное правило специальные поминальные молитвы, которые носили наименование «О усопших».

Русская народная педагогика предлагает свои фольклорные варианты, подчеркивающие и расширяющие представления о незаменимой роли родителей для детей: «Нет такого дружка, как родная матушка», «При солнце тепло, а при матери добро», «Как Бог до людей, так отец до детей», «Птица радуется весне, а младенец матери», «У кого есть матка, у того голова гладка», «Слепой щенок и тот к матери ползет», «У отца-матери за пазушкою (т. е. в родительском доме)» и др.

Благоговейное отношение детей к родителям должно строиться на следующих соображениях, касающихся нравственной стороны жизни: «Бойтесь каждый матери своей и отца своего». Причем глагол «бояться» в данном случае целесообразно расшифровывать следующим образом: «Бойтесь огорчить своих родителей».

Тем не менее, отношения родителей и детей не могут складываться только из одних радостей. Часто поведение детей заставляет родителей прибегать к наказаниям. Однако это делается не из жестокости, а для блага детей. «Есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?». Причем Ветхий Завет стоял за применение строгих физических наказаний к детям: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его».

Аналогичные изречения находим и в русской народной традиции: «Наказуй детей в юности, упокоят тя на старости». Со своей стороны, дети должны были покорно сносить любые наказания от своих родителей. Детям, огорченным наказанием, полученным от родителей, напоминали: «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным чрез него доставляет мирный плод праведности».

Когда же сын продолжал бесчинствовать, нарушать общепринятые нормы и правила поведения и не прислушивался к увещеваниям своих родителей, то они могли прибегнуть к суду общественности: «Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их: То отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания, и скажут старейшинам города своего: «сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница»; тогда все жители города его пусть побьют: его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя».

Если же непокорный ребенок осмеливался поднять руку свою на родителей, то совершил преступление, которое могло искупиться только смертью: «Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти». Такому же наказанию должен был подвергнуться и человек, бранивший своих родителей: «Кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти». Очень интересно в этой связи отметить отношение к нарушителям пягой заповеди, бытовавшее в среде русских крестьян на рубеже ХIX-ХХ веков. «Особенно тяжким нарушением Закона Божья считалось оскорбление родителей. Если же кто поднимал руку на своих родителей, того общество считало «поганым». С ним не водились. Его принимали с опаской «на улицу», т. е. в собрание молодежи, которая танцевала и пела по вечерам». Таким образом, можно констатировать, что в таких случаях в качестве методов восгштатель-ного воздействия против нарушителя пятой заповеди использовались общественное мнение, осуждение, порицание.

В Новом завете мы встречаем призыв к родителям «любить детей» (Тит. 2, 4) и знаменитое увещевание, адресованное к отцам: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем». Каждый родитель должен помнить о своей ответственности перед детьми, которых ему «дал Бог» .

Страницы: 1 2 3 4

Материалы о воспитании и обучении:

Структура различных форм классных часов на иностранном языке
Классный час-дебаты, способность вести переговоры и спор включает в себя множество лингвистических, интеллектуальных и социальных навыков и умений. Спор с его давно сложившимися традициями является механизмом ведения организованного обсуждения различных тем. Две группы излагают свои аргументы и кон ...

Формы проявления девиантного поведения
Пьянство и алкоголизм. Между этими понятиями существуют различия. Алкоголизм характеризуется патологическим влечением к спиртному и последующей социально-нравственной деградацией личности. Пьянство - это неумеренное потребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности нарушает ее социал ...

Педагогический процесс как целостное явление
Понятие целостности образовательного процесса. Главное интегративное свойство образовательного процесса как динамической системы — его способность к выполнению социально обусловленных функций. Однако общество заинтересовано в том, чтобы их выполнение соответствовало высокому уровню качества. А это ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru