Высокотехнологическая образовательная среда

Страница 1

Высокотехнологическая образовательная среда учебных заведений, безусловно, составляет лишь одну из подсистем целой системы окружения субъектов учебно-воспитательного процесса, включающей еще и другие, не менее значимые компоненты. Вместе с тем техника и технологии имели и имеют огромное влияние как на ход всего общественного развития, предопределяя процессы индустриализации и постиндустриализации, так и на способы организации и осуществления педагогической деятельности.

Технологические достижения, проникавшие в сферу образования, являлись источниками ее поистине революционных преобразований. Использование этих технико-технологических качеств стимулировало переход от сугубо устной формы передачи знаний к форма образования, опирающимся на чтение и письмо, что предоставило обучающимся возможность, самостоятельно усваивая учебный материал участвовать в обсуждении на правах равноправных партнеров, способствовала становлению креативности мышления. Вторая образовательная революция была вызвана появлением общедоступных библиотек, лабораторного оборудования и лекционных аудиторий, приведших к утверждению кооперативных форм взаимодействия ученых и учащихся в рамках новых социокультурных форм образования - университетов и колледжей.

В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками третьей образовательной революции, обусловленной созданием и применением в образовании микропроцессоров и телекоммуникаций. Возможности, предоставляемые новейшими технологическими, весьма значительны и способны коренным образом изменить характер образовательной деятельности. К числу последствий подобных нововведений специалисты относят появление не только новых способов обращения с информацией, но и модификационных форм и инновационных структур образования, например, виртуальных университетов, конференций, семинаров и лабораторий.

Данные обстоятельства служат основанием для формулировки тезиса о том, что новые технические, информационные, полиграфические, аудиовизуальные средства, обеспечивающие образовательный процесс, обладающий эффектом неразделенности методом. Кроме того, они заключают в себе возможности существенно меняющие устройства образовательной среды и систему ее связей с другими общественными структурами.

Совокупный образовательный эффект, оказываемый средовым окружением, зависит от совместного влияния, своеобразного «резонанса» всех составляющих культурно-образовательной среды. «Она не возникает сама с собой на в школьном заведении (благодаря простому обустройству интерьера и модификации школьного оборудования), ни отдельно в учительской или в детской среде: она рождается в синтезе всех компонентов, в соединении всего того, что окружает ребенка, и совместной деятельности детей и взрослых». Кроме того, в общем контексте образовательной среды системообразующим компонентом является, безусловно, социопсихоантропологический, подразумевающий способ взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса. На этом, собственно и центрируется предмет педагогики и как науки, и как культурной практики. «… Педагогическое мастерство заключается в стимулировании действии ребенка различными техническими, психологическими, педагогическими средствами и способами».

Особую значимость социопсихоантропологическим аспектом образовательной среды придает необходимость духовного развития учащихся, которое может быть достигнуто только в рамках совместности взрослого и подростка. Воспитание души – благороднейшее, но и крайне сложная задача, нелегкий путь педагога с учащимся, на котором «… гигантским шагам души должны предшествовать малые шаги – шаги соприсутствия, содействия, сочувствия, сопереживания, сострадания, соучастия, сопричастия, вчувствование в сокровенное, которое есть в людях, а природе, в произведениях искусства и даже в вещах, в утвари».

Страницы: 1 2

Материалы о воспитании и обучении:

Рекомендации воспитателям
Воспитатель любой возрастной группы детского сада использует при организации педагогических контактов с родителями единые формы работы (собрания, беседы, оформление педагогических стендов). Часто родители, желая добра детям слишком активно помогают им, опекают, ожидая сиюминутного положительного ре ...

Классификация изучаемого материала на уроках литературы в 1-м – 3-м классах начальной школы
Чтение является одним из существенных средств воспитания школьников, их всестороннего развития. В определении высокого художественного достоинства произведения для детей мы исходим из высказываний В. Г. Белинского. Он говорил, что «подлинное произведение искусства отличает высокая идея, глубокая нр ...

Проблема "трудновоспитуемости" в отечественной науке
Факторы, обуславливающие "трудновоспитуемость" детей. Проблема трудновоспитуемости - одна из центральных психолого-педагогических проблем. Личность не всегда формируется по восходящей линии, в силу различных причин в ее становлении наблюдаются отклонения: ребенок начинает сопротивляться п ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru