Информационное пространство учреждения образования

Педагогика сегодня » Среда и образовательное пространство учреждения образования » Информационное пространство учреждения образования

Оптимальный вариант информационной среды образовательного учреждения целесообразно разрабатывать, опираясь на современные и научно-обоснованные управленческие процессы, одной из которых выступает проектирование.

Культрологический подход к проектированию информационной среды означает решение задачи формирования информационной культуры субъектов образования, составляющей, в общем виде, в овладении нормами отбора, хранения, обработки, освоения и передачи информации, ее качественной оценки, грамотном обращении с информационными потоками, становлении умений отделить значимую информацию, остановить негативное, разрушающее информационное воздействие.

Средовой подход к проектной деятельности означает признание в проектируемом образовательном пространстве не только материальной среды, в которой содержаться условия и возможности становления и развития субъектов образования. Проектная деятельность в рамках средового подхода, в первую очередь направлена на проектирование компонентов среды, ориентируясь на конкретный образ, необходимый для развития ее обитателей. При этом необходимо ориентироваться на две взаимодополнительные стратегии. С одной стороны, определенная «заданность» человека природно-ланшафтной и социокультурной средами учитывается при проектировании, а с другой стороны, постоянно-расширяющийся опыт взаимодействий человека с разнообразными средами должен послужить основанием для становления определенного отношения к ним.

Согласно разработанной версии средового подхода (Ю.С.Мануйлов и др.) следует, что среда

воздействует на личность (богатая среда обогащает, бедная – обедняет, здорова – оздоравливает, ограниченная - ограничивает и т.д.);

наделяет человека спектром возможностей, прежде всего событийных. Необходимо сказать, что она же создает условия для того, чтобы, скажем так, что-либо иметь и уметь;

игрой своих стихий способствует образу жизни, вынуждая следовать коридором возможностей, прокладываемых способами бытия;

становится средством воспитания при надлежащих значениях ее ниш.

Ключевыми понятиями данного предложения являются «стихия», «ниша», «образ жизни», личность как объект и субъект воспитания; средообразовательное действие.

Относительно проектирования информационной среды необходимо рассматривать информационные ниши, которые представляют собой конкретное пространство возможностей, позволяющее удовлетворять соответствующие потребности «обитателей» среды. Причем ниши могут быть как материальными, так и духовными, социальными образованиями. В качестве информационных ниш в образовательном учреждении можно рассматривать урок учебный предмет как «окно в мир знаний»; школьную библиотеку

как «проводника», ориентирующего в потоках информации, школьную компьютерную сеть – как пространство самовыражения и т.д. В соответствии с логикой подхода выделяются следующие возможные направления конструирования ниш с заданными свойствами;

восстановление смыслов ранее существовавших ниш, которые утратили, по некоторым причинам свою значимость, а также восполнение тех, которые исчерпали свои резервные возможности;

востребованность должных значений ниш, утративших свою актуальность или силу, но начавших восхождение к своей полноте;

воспроизводство ниш заданными значениями;

воспрепятствование разрушению адекватных и появлению не адекватных значений существующих ниш;

воздержание от каких-либо средообразовательных действий.

Например, согласно обозначенным целевым установкам проекта инфосферы можно рассматривать создание Интернет-сайта школы как воспроизводства ниши с заданными значениями (возможность виртуального общения, обсуждение школьных проблем и перспектив, информирование широкого социального окружения с целью вовлечения в школьную жизнь и т.д.), оптимизацию работы школьной библиотеки как восполнение ниши, исчерпывающей свои резервные возможности (создание и наполнение комплекса информационных ресурсов – электронные учебники, энциклопедии, базы знаний в различных предметных областях и т.д.); преобразование библиотеки медиатеку как восхождение к полноте знаний существующей ниши и др.

Материалы о воспитании и обучении:

Понятие и структура «интереса к музыке» у старших дошкольников
Изучение проблемы интереса целесообразно начать с анализа различных определений, данных в научной литературе. В "Словаре русского языка" С.И.Ожегова фигурируют четыре значения этого понятия. Первое связывает интерес с проявлением внимания к привлекательным или значительным явлениям. В дру ...

Несостоятельность пятибалльной системы оценивания
Общество в настоящий момент пытается сформулировать социальный заказ системе образования. Бизнесу нужны квалифицированные кадры, способные к дальнейшему непрерывному обучению, к созданию и внедрению инноваций. Государству – не просто образованное, но патриотически настроенное, социально ответственн ...

Отношение семейного воспитания и православной школы
Новизна и необыкновенность православной школы в том, что эта школа – церковная, то есть имеющая в своем основании те принципы, которые заложены в жизнь самой Церкви, а конкретно – в жизнь прихода. Поэтому та школа, которая выросла из прихода, существует, органично входя в жизнь прихода, а та, котор ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru