Компонентный состав образовательного пространства учреждения образования можно представить следующим образом:
А – персональное пространство
В – пространство деятельности
С – информационное пространство
D – интерперсональное пространство
Е – пространство среды.
По рисунку видно, что границы каждого подпространства обладают свойством взаимопроникаемости и могут переходить из одной реальности в другую. Так, подпространство В, С, D и Е могут в результате деятельности и специального организованного взаимодействия «сворачиваться» в персональное пространство индивида, расширяя и обогащая его. И наоборот, индивид обладает возможностью влияния на интерперсональное пространство и пространство среды, обогащая и расширяя его, поскольку каждый развивается сообразно своим индивидуальным задатком, интересам, жизненному опыту, своему видению ценностей и приоритету образования и строит собственное пространство вхождения в культуру (Крылова Н.Б.). Таким образом, отношения учащегося с образовательным пространством полифункциональны. В зависимости от ракурса рассмотрения он может быть обозначен и как обитатель этого пространства, и как объект воздействий, потребитель возможностей, и как часть интерперсонального окружения, источник влияний, и как создатель условий (Маркович Д.Ж.).
В персональном образовательном пространстве можно выделить ряд областей:
1) область индивидуально-типологических особенностей, определяющих доминирующую направленность личность;
2) мотивационно-смысловую область, предопределяющую предпочитаемые выборы учащимся в образовательном процессе и удовлетворенность достижениями;
3) область саморазвития, характеризующую стремление учащихся и определению в образовании разрыва между «Я» - реальным и «Я» - идеальным;
4) область деятельностей, обуславливающую особенности протекания у учащихся аффективных, праксических и когнетивных процессов в различных видах деятельности;
5) профессионально-личностную позицию, как ядерное образование, складывающееся на пересечении персонального пространства учащихся составляющими образовательного пространства учебного заведения.
Персональное образовательное пространство учащегося не отделено от образовательного пространства учебного заведения, оно открыто ему и взаимодействует с ним. Однако, особенности, качество и специфика этого взаимодействие задаются теми областями персонального пространства, которые были рассмотрены выше.
Материалы о воспитании и обучении:
Роль сравнения в
развивающем обучении
Термин «развивающее обучение» активно используется в психологической, педагогической и методической литературе. Тем не менее, содержание этого понятия остается до сих пор весьма проблематичным, а ответы на вопрос: «какое обучение можно назвать развивающим?» довольно противоречивы. Это, с одной стор ...
Психолого-педагогические
требования к обучающим программам
Широкие возможности компьютера должны быть проанализированы с точки зрения психологии и дидактики и использованы тогда, когда это необходимо с педагогической точки зрения. Поэтому любая обучающая программа должна соответствовать психолого-педагогическим требованиям. Обучающая программа должна: позв ...
Критерии эффективности воспитательной системы
Основной целью воспитательной системы является оптимизация ее функционирования и развития: во-первых, моделирование строящейся системы; во-вторых, организация коллективной творческой деятельности детей и взрослых; в-третьих, ориентирование в такой деятельности учащихся, педагогов на общечеловечески ...
В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.