Понятие «мотивация» и способы ее повышения

А.Н. Леонтьев пишет «основной мотив учения состоит в большинстве случаев в самом выполнении учения как объективно значимой деятельности, ибо благодаря выполнению учебной деятельности ребенок приобретает новую социальную позицию».

Рассмотрим понятие «мотивация». Мотивация – динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку.

Как известно, в общей психологии виды мотивов (мотивации) поведения (деятельности) разграничиваются по разным основаниям, например, в зависимости:

1. от характера в деятельности (понимаемые, знаемые и реально действующие мотивы, по Б.Ф. Ломову);

2. от времени (протяженности) обуславливания деятельности (далекая - короткая мотивация, по Б.Ф. Ломову);

3. от социальной значимости (социальные – узколичные, по М.П. Якобсону);

4. от факта включенности в саму деятельность или находящиеся вне ее(широкие социальные мотивы и узколичные мотивы, по Л.И. Божович);

5. мотивы определенного вида деятельности (мотивы учебной деятельности и т.д.).

Перейдем к рассмотрению способов повышения мотивации (модель Кеплера):

Внимание – надо стремиться вовлечь учащегося в процесс обучения; сделать его активным участником (задавать вопросы, стараться удивить, даже в какой-то степени спровоцировать);

Соотнесенность – показать связь предмета с другими дисциплинами, доказать необходимость его изучения.

Уверенность – настроить ученика на позитивный результат.

Удовлетворение – удовлетворение от выполненного задания повышает уверенность и усиливает мотивацию.

Возможны и другие способы повышения мотивации изучения иностранного языка:

нетрадиционные формы уроков;

внеклассная работа и т.д.

Так же существуют различные варианты проявления негативной мотивации:

зависимость

рассеянность

критичность

атака

Рассмотрим, какие существую причины негативной мотивации:

личностные качества учеников;

качества организации учебного процесса;

динамические процессы внутри класса (или коллектива).

Каковы же способы борьбы с негативной мотивацией?

Внимание – отнестись внимательно к ученику. Нельзя раздражаться, даже если он не сделал домашнее задание. Необходимо выяснить причину, по которой он не подготовил домашнее задание.

Понимание – попытаться понять ученика, войти в ситуацию, в которой он оказался.

Выяснение причины – не пытаться отгородиться, защищая себя и систему. Агрессивность ученика может быть спровоцирована ситуацией, а не особенностями его характера.

Нейтрализация – необходимо контролировать свой тон, движения, жесты, нельзя повторять поведение ученика, нейтрализуйте его спокойным голосом.

Несмотря на то, что учебно-познавательная мотивация не является для школьников основным побуждающим фактом учения, именно внутри этой группы мотивов отмечаются наиболее существенные изменения: увеличивается доля мотивов, связанных с содержанием учебной деятельности («хочу все знать», «люблю узнавать новое», «нравится, когда учитель рассказывает интересное»). Это отражает развитие познавательных интересов, возникновение избирательных интересов к отдельным учебным предметам. Отмечено, что эти интересы приобретают выраженный и относительно устойчивый характер. Однако параллельно с возрастающим интересом к содержанию учения снижается доля мотивации, связанной с процессом познавательной деятельности («люблю думать, рассуждать», «люблю решать трудные задачи»). Характерно при этом, что во внеучебной ситуации при выполнении занимательных задач у большинства учащихся отмечается высокий интерес к процессуальной стороне интеллектуальной деятельности.

Материалы о воспитании и обучении:

Формы проявления девиантного поведения
Пьянство и алкоголизм. Между этими понятиями существуют различия. Алкоголизм характеризуется патологическим влечением к спиртному и последующей социально-нравственной деградацией личности. Пьянство - это неумеренное потребление алкоголя, которое наряду с угрозой здоровью личности нарушает ее социал ...

Психофизиологические особенности детей с нарушением слуха
Современные исследователи в области сурдопсихологии (Д.И. Тарасов, А.Н. Наседкин, В.П. Лебедев, О.П. Токарев и др.) пришли к выводу, что все причины и факторы нарушений слуха следует разделить на три группы. Первая группа - это причины и факторы, приводящие к возникновению наследственной глухоты ил ...

Педагогический процесс: понятие, этапы
Согласно В.А. Сластенину, педагогический процесс – "это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач". И.П. Подласый считает, что педагогическим процессом называется "развивающееся взаимодействие воспи ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru