Понятие «мотивация» и способы ее повышения

А.Н. Леонтьев пишет «основной мотив учения состоит в большинстве случаев в самом выполнении учения как объективно значимой деятельности, ибо благодаря выполнению учебной деятельности ребенок приобретает новую социальную позицию».

Рассмотрим понятие «мотивация». Мотивация – динамический процесс внутреннего, психологического и физиологического управления поведением, включающий его инициацию, направление, организацию, поддержку.

Как известно, в общей психологии виды мотивов (мотивации) поведения (деятельности) разграничиваются по разным основаниям, например, в зависимости:

1. от характера в деятельности (понимаемые, знаемые и реально действующие мотивы, по Б.Ф. Ломову);

2. от времени (протяженности) обуславливания деятельности (далекая - короткая мотивация, по Б.Ф. Ломову);

3. от социальной значимости (социальные – узколичные, по М.П. Якобсону);

4. от факта включенности в саму деятельность или находящиеся вне ее(широкие социальные мотивы и узколичные мотивы, по Л.И. Божович);

5. мотивы определенного вида деятельности (мотивы учебной деятельности и т.д.).

Перейдем к рассмотрению способов повышения мотивации (модель Кеплера):

Внимание – надо стремиться вовлечь учащегося в процесс обучения; сделать его активным участником (задавать вопросы, стараться удивить, даже в какой-то степени спровоцировать);

Соотнесенность – показать связь предмета с другими дисциплинами, доказать необходимость его изучения.

Уверенность – настроить ученика на позитивный результат.

Удовлетворение – удовлетворение от выполненного задания повышает уверенность и усиливает мотивацию.

Возможны и другие способы повышения мотивации изучения иностранного языка:

нетрадиционные формы уроков;

внеклассная работа и т.д.

Так же существуют различные варианты проявления негативной мотивации:

зависимость

рассеянность

критичность

атака

Рассмотрим, какие существую причины негативной мотивации:

личностные качества учеников;

качества организации учебного процесса;

динамические процессы внутри класса (или коллектива).

Каковы же способы борьбы с негативной мотивацией?

Внимание – отнестись внимательно к ученику. Нельзя раздражаться, даже если он не сделал домашнее задание. Необходимо выяснить причину, по которой он не подготовил домашнее задание.

Понимание – попытаться понять ученика, войти в ситуацию, в которой он оказался.

Выяснение причины – не пытаться отгородиться, защищая себя и систему. Агрессивность ученика может быть спровоцирована ситуацией, а не особенностями его характера.

Нейтрализация – необходимо контролировать свой тон, движения, жесты, нельзя повторять поведение ученика, нейтрализуйте его спокойным голосом.

Несмотря на то, что учебно-познавательная мотивация не является для школьников основным побуждающим фактом учения, именно внутри этой группы мотивов отмечаются наиболее существенные изменения: увеличивается доля мотивов, связанных с содержанием учебной деятельности («хочу все знать», «люблю узнавать новое», «нравится, когда учитель рассказывает интересное»). Это отражает развитие познавательных интересов, возникновение избирательных интересов к отдельным учебным предметам. Отмечено, что эти интересы приобретают выраженный и относительно устойчивый характер. Однако параллельно с возрастающим интересом к содержанию учения снижается доля мотивации, связанной с процессом познавательной деятельности («люблю думать, рассуждать», «люблю решать трудные задачи»). Характерно при этом, что во внеучебной ситуации при выполнении занимательных задач у большинства учащихся отмечается высокий интерес к процессуальной стороне интеллектуальной деятельности.

Материалы о воспитании и обучении:

Мир всевозможных игр
Мир игр огромен. Дети познают и решают проблемы жизни через игру. Игра дает детям коммуникативно-познавательные умения, развивает их критическое мышление и культуру полемики, активизирует речевую деятельность, и, требуя напряжения эмоциональных и умственных сил, вместе с тем снимает монотонность пр ...

Что исследуют ученики
В нашей системе работы по изучению национальных традиций большое значение имеет исследовательская работа. Достаточно перечислить темы, чтоб увидеть, какой кладезь знаний был изыскан, описан и представлен юными исследователями! Тема Лены Чусовой «Народные традиции воспитания в карельской деревне» – ...

Значение и анализ возможностей компьютерных обучающих программ в формировании интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста
С появлением примеров компьютерного обучения к созданию компьютерных обучающих программ приобщились десятки тысяч педагогов - специалистов в различных областях знания, чаще всего в технических науках. В разрабатываемых ими программах, опираясь в основном на интуицию и практический опыт, они воплоща ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru