Образовательно-воспитательная среда в обучении иностранному языку

Страница 1

Современные концепции обучения иностранным языкам развиваются в гуманистическом направлении, которое связано с новыми подходами к определению целей, содержания и технологий обучения. Под подходом понимается доминирующая стратегия образования и воспитания, действующая в конкретный исторический период и отвечающая потребностям личности и общества, целям воспитания и общего образования, в том числе целям обучения. На практике это находит выражение в государственном образовательном стандарте, программах, средствах обучения (учебниках и учебных пособиях) и формирует реальный учебно-воспитательный процесс

В настоящее время в статьях и научных трудах встречаются три названия для подхода, актуального в наши дни,- гуманистический, личностно-ориентированный и культуроцентрический.

Гуманистический подход означает, что в центре учебного процесса находится обучаемый, и создаются наиболее эффективные условия для раскрытия и развития личности обучаемого, для педагогической коррекции. Такой подход в свое время был противопоставлен автократическому подходу к обучению и воспитанию, который предполагал неуклонное поддержание авторитета учителя как главного организатора, стимулятора и контролера в учебном процессе, а также предусматривал наличие только одного комплекта учебных пособий как универсального источника знаний.

Личностно-ориентированный подход строится на изучении условий и обстоятельств включенности человека в систему определенных отношений (в данную систему входят учителя, сверстники, конкретные условия обучения и.т.д.), где именно обучаемый выступает в качестве активного субъекта учения, а учитель является скорее консультантом, стимулирующим и направляющим действия учащихся.

Из этих двух определений видно, что гуманистический и личностно-ориентированный подходы сходны между собой, так как базируются на примерно одинаковых принципах и пользуются примерно одной терминологией.

Культуроцентрический подход акцентирует внимание на принципе культуросообразности, предполагающем «наличие ценностно-нормативной системы знаний, формирующей «образ» личности как целостного и органичного субъекта культуры».

Данный подход также основан на том, что ученик является субъектом обучения.

При этом внимание акцентируется на том, что в наш век информации и космополитизма человек должен знать и уважать чужую культуру, воспитывать в себе толерантность к ее необычным проявлениям.

Формирование иноязычной коммуникативной коммуникации происходит в акте коммуникации, который представляет собой передачу информации. А.А. Миролюбов в своих работах делит информацию на индивидуальную (полученную в результате собственного опыта) т.е. такую, которой владеет каждый из собеседников отдельно, и общую, образующую исходный пункт для общения. В настоящее время в методике обучения иностранного языка используется термин межкультурное общение, под которым понимают «функционально обусловленное коммуникативное взаимодействие людей».

Говоря об иноязычном межкультурном общении, надо иметь в виду, что речь идет о процессе «соизучения родного и неродных языков».

Личностно-ориентированый подход «выступает в качестве действенной стратегии обновления школы, затрагивающей, по сути, все аспекты ее функционирования». В его рамках особое значение имеет учет условий обучения, создание благоприятной образовательной среды.

Значение понятия «образовательная среда» связано с процессом формирования личности.

К.Д. Ушинский отмечал: «В основании особой идеи воспитания у каждого народа лежит, конечно, особенная идея о человеке, о том, каков должен быть человек по понятиям народа в известный период народного развития. Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях».

Анализируя различные подходы к вопросу об образовательной среде, мы выяснили, что наиболее четко это понятие сформулировал В.А. Ясвин.

В.А. Ясвин считает: «образовательная среда – это «система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможность для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении».

Образовательно-воспитательная среда при обучении иностранного языка – это система условий, создаваемая в целях достижения конкретного уровня иноязычной коммуникативной компетенции, включающая предпосылки для личностного развития учащихся, обусловленные социальным и пространственно-предметным окружением.

Страницы: 1 2

Материалы о воспитании и обучении:

Семья и брак как залог достойного воспитания в православии
Прочным оплотом для православных мирян в этих условиях является брак и семейная жизнь, установленные благословением Божиим для спасения всех членов семьи. Чтобы лучше разобраться в этом, давайте рассмотрим канонические основы брака, находящиеся в Священном Писании и хранящиеся в Священном Предании, ...

«Скоростной барьер»: причины возникновении и способы его устранения
После достижения определенных успехов в развитии скоростных способностей дальнейшее улучшение результатов может и не проявиться, несмотря на систематичность занятий. Методика воспитания быстроты внутренне противоречива. С одной стороны, чтобы повысить скорость в каком-либо движении, его надо многок ...

Определение уровня развития воображения у детей по методике О. Дьяченко
Материал для проведения диагностики: один комплект карточек для каждого ребенка, на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в наборе 10 карточек. Инструкция: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru