Применение решебников в учебной практике

Педагогика сегодня » Применение решебников в учебной практике

Страница 3

- детальный анализ физических явлений, явно или неявно изложенных в тексте задачи;

- соотнесение их с известными идеализированными ситуациями и законами;

- обоснование правомерности вводимых дополнительных условий, превращающих данный литературный текст в абстрактную, идеализированную модель физических процессов;

- лаконичную по форме, но полнейшую по существу демонстрацию окончательного плана поиска ответа:

- формулирование ответа таким образом, чтобы в нём нашли место исходный текст задачи, его конечная трансформированная интерпретация, полученный ответ и заключение о его соответствии реальному заданию.

По-видимому, такие же требования можно предъявить к математической части решения. Решение физических задач существенно расширяет тренировочное поле для математических упражнений. Здесь важно помнить о едином, физико-математическом образовании. По нашему мнению, не следует только перегружать задачи рутинными действиями из элементарной математики, а оптимальной можно считать такую долю математических действия, после которых, в конце процесса решения, ученики ещё помнят физическую составляющую этой задачи.

Как превратить решебник в учебное пособие?

1. Объяснение задачи не следует упрощать

Приведем решения некоторых задач для иллюстрации высказанных выше суждений. Начнём с задачи, предлагавшейся несколько лет назад абитуриентам МГУ. При этом зададимся целью в этой качественной по форме задаче показать в деталях весь ход рассуждений.

Задача 1. На железный сердечник намотаны две обмотки (рис. 1). Ползунок реостата перемещают вверх. Определите направление тока в амперметре.

Возможный вариант ответа:

Ток, текущий в первичной (левой) обмотке создает магнитное поле

[Магнитная проницаемость железного сердечника значительно больше, чем воздуха, поэтому] линии магнитной индукции в основном замыкаются по сердечнику.

[В соответствии с полярностью источника тока] определяем направление тока в цепи первичной обмотки [от «+» к «-»] (рис. 2).

Направление намотки провода в первичной обмотке – по часовой стрелке, если смотреть «сверху».

Учитывая направление тока I1 в первичной обмотке и направление ее намотки [по правилу буравчика], определяем направление линий магнитной индукции магнитного поля первичной обмотки (на рисунке 2 показаны сплошной линией).

[Линии магнитной индукции входят в верхнюю часть первичной обмотки, следовательно,] в верхней части первичной обмотки находится южный магнитный полюс S1 магнитного поля первичной обмотки.

Если магнитное поле, созданное первичной обмоткой, и пронизывающее вторичную обмотку, не меняется, то в ней не возникает ЭДС индукции [закон электромагнитной индукции Фарадея].

[Если во вторичной обмотке не действует ЭДС, то в ней не течет ток]. Амперметр показывает нуль.

Если ползунок реостата перемещается вверх, то рабочая длина l используемого в реостате провода уменьшается [в соответствии с рисунком].

Если длина металлического проводника уменьшается, то его сопротивление тоже уменьшается [].

При уменьшении сопротивления проводника [по закону Ома] сила тока в нем увеличивается.

Следовательно, магнитный поток, созданный током первичной обмотки, увеличивается [Ф1= LI1].

Если магнитное поле, созданное первичной обмоткой, и пронизывающее вторичную обмотку, меняется, то в ней (вторичной обмотке) возникает ЭДС индукции [закон электромагнитной индукции Фарадея ε=- ΔФ/ Δt ].

Во вторичной обмотке возникает индукционный ток [обмотка замкнута на амперметр].

Индукционный ток создает свое магнитное поле [Ф2= LI2]. Его силовые линии на рисунке 2 показаны пунктиром.

Так как магнитное поле, пронизывающее вторичную обмотку увеличивается, то индукционный ток во вторичной обмотке должен создавать магнитное поле такого направления, чтобы препятствовать увеличению магнитного поля первичной обмотки [правило Ленца].

Следовательно, линии магнитной индукции магнитного поля индукционного тока в данном случае направлены против линий магнитного поля первичной обмотки.

Линии магнитной индукции магнитного поля индукционного тока входят в верхнюю часть вторичной обмотки. Там расположен южный магнитный полюс S2.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Материалы о воспитании и обучении:

Эргономические требования к обучающим программам
Опыт применения педагогических программных средств для повышения эффективности обучения учащихся и студентов показал, что ожидаемого результата не происходит. Это можно объяснить низким качеством большинства обучающих программ, составителями которых являются профессиональные программисты, не имеющи ...

Качественная характеристика внимания глухих учащихся
Под качественной характеристикой внимания принято понимать степень адекватности выполнения задачи на протяжении всего процесса деятельности. При характеристике внимания как сложного психического процесса выделяют ряд его функций, к числу которых, прежде всего, относят селекцию воздействий. Селекция ...

Анализ различных теорий игры и ее значение для психического развития дошкольников
Проблема игры является одной из фундаментальных проблем наук Изучению ее различных аспектов посвящено большое количество работ отечественных и зарубежных психологов и педагогов. Игра стала также предметом исследования философов, культурологов, к ней обращались социологи и педагоги, экономисты и мат ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2020 www.lavill.ru