- детальный анализ физических явлений, явно или неявно изложенных в тексте задачи;
- соотнесение их с известными идеализированными ситуациями и законами;
- обоснование правомерности вводимых дополнительных условий, превращающих данный литературный текст в абстрактную, идеализированную модель физических процессов;
- лаконичную по форме, но полнейшую по существу демонстрацию окончательного плана поиска ответа:
- формулирование ответа таким образом, чтобы в нём нашли место исходный текст задачи, его конечная трансформированная интерпретация, полученный ответ и заключение о его соответствии реальному заданию.
По-видимому, такие же требования можно предъявить к математической части решения. Решение физических задач существенно расширяет тренировочное поле для математических упражнений. Здесь важно помнить о едином, физико-математическом образовании. По нашему мнению, не следует только перегружать задачи рутинными действиями из элементарной математики, а оптимальной можно считать такую долю математических действия, после которых, в конце процесса решения, ученики ещё помнят физическую составляющую этой задачи.
Как превратить решебник в учебное пособие?
1. Объяснение задачи не следует упрощать
Приведем решения некоторых задач для иллюстрации высказанных выше суждений. Начнём с задачи, предлагавшейся несколько лет назад абитуриентам МГУ. При этом зададимся целью в этой качественной по форме задаче показать в деталях весь ход рассуждений.
Задача 1. На железный сердечник намотаны две обмотки (рис. 1). Ползунок реостата перемещают вверх. Определите направление тока в амперметре.
Возможный вариант ответа:
Ток, текущий в первичной (левой) обмотке создает магнитное поле
[Магнитная проницаемость железного сердечника значительно больше, чем воздуха, поэтому] линии магнитной индукции в основном замыкаются по сердечнику.
[В соответствии с полярностью источника тока] определяем направление тока в цепи первичной обмотки [от «+» к «-»] (рис. 2).
Направление намотки провода в первичной обмотке – по часовой стрелке, если смотреть «сверху».
Учитывая направление тока I1 в первичной обмотке и направление ее намотки [по правилу буравчика], определяем направление линий магнитной индукции магнитного поля первичной обмотки (на рисунке 2 показаны сплошной линией).
[Линии магнитной индукции входят в верхнюю часть первичной обмотки, следовательно,] в верхней части первичной обмотки находится южный магнитный полюс S1 магнитного поля первичной обмотки.
Если магнитное поле, созданное первичной обмоткой, и пронизывающее вторичную обмотку, не меняется, то в ней не возникает ЭДС индукции [закон электромагнитной индукции Фарадея].
[Если во вторичной обмотке не действует ЭДС, то в ней не течет ток]. Амперметр показывает нуль.
Если ползунок реостата перемещается вверх, то рабочая длина l используемого в реостате провода уменьшается [в соответствии с рисунком].
Если длина металлического проводника уменьшается, то его сопротивление тоже уменьшается [].
При уменьшении сопротивления проводника [по закону Ома] сила тока в нем увеличивается.
Следовательно, магнитный поток, созданный током первичной обмотки, увеличивается [Ф1= LI1].
Если магнитное поле, созданное первичной обмоткой, и пронизывающее вторичную обмотку, меняется, то в ней (вторичной обмотке) возникает ЭДС индукции [закон электромагнитной индукции Фарадея ε=- ΔФ/ Δt ].
Во вторичной обмотке возникает индукционный ток [обмотка замкнута на амперметр].
Индукционный ток создает свое магнитное поле [Ф2= LI2]. Его силовые линии на рисунке 2 показаны пунктиром.
Так как магнитное поле, пронизывающее вторичную обмотку увеличивается, то индукционный ток во вторичной обмотке должен создавать магнитное поле такого направления, чтобы препятствовать увеличению магнитного поля первичной обмотки [правило Ленца].
Следовательно, линии магнитной индукции магнитного поля индукционного тока в данном случае направлены против линий магнитного поля первичной обмотки.
Линии магнитной индукции магнитного поля индукционного тока входят в верхнюю часть вторичной обмотки. Там расположен южный магнитный полюс S2.
Материалы о воспитании и обучении:
Особенности усвоения лексики
дошкольниками с нормальным речевым
развитием и с общим недоразвитием речи III уровня
Развитие словаря тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи, фонетико-фонематического и грамматического строя речи. С помощью речи, слов ребенок осознает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с эт ...
Структура мотивации обучения
Мотивации студентов долгое время не уделяли внимания. На самом деле в 21. века это один из наиболее эффективных способов улучшить процесс обучения и результаты долгих лет семинаров, лекции и сессий. Мотивы и мотивация является движущей силой процесса обучения и усвоения информации и материала. Имен ...
Городецкая роспись
Этот народный художественный промысел сложился к середине девятнадцатого века в старинном волжском городе Городце, известном по летописям с 1152 года. Городец славился резчиками по дереву, умелыми корабелами. Обычай украшать предметы быта, прялки, ставни домов, ворота резьбой и инкрустацией послужи ...
В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.