Применение решебников в учебной практике

Педагогика сегодня » Применение решебников в учебной практике

Страница 15

Например, для учащихся, выбравших гуманитарный профиль, достаточным можно считать уточняющие вопросы типа «верно ли, ….», и плюс к тому качественные задачи, иллюстрирующие изучаемое явление с разных сторон. Тренировочные задачи ещё допустимы, но комбинированные, а уж тем более с анализом и описанием решений в этом случае представляются излишними. Таким можно представить решебник для классов с гуманитарным профилем обучения.

Однако, учитывая возраст учащихся и непрерывно изменяющуюся социальную среду, правильно определить их профессиональное будущее невозможно. Поэтому, чтобы не лишить их возможности развивать логическое точное мышление, целесообразно использовать сложные и трудные задачи, решение которых предполагает полный анализ физических явлений, обязательный разбор возможных вариантов решения и глубокий анализ полученного ответа.

Естественно, для классов с физико-математическим и технологическим профилем обучения, для образовательных учреждений, работающих с интеллектуально одарёнными детьми, решебник должен быть дополнен задачами повышенной сложности и олимпиадного стиля и уровня трудности.

При тестировании школьных учителей о роли решебников в современных условиях их мнения распределились примерно поровну между «безусловно вредны», «полезны» и «всё значительно сложнее». Этим мнениям соответствуют и действия учителей, от полного их запрещения, до использования «в отдельных случаях».

Положительный и отрицательный потенциал «решебников», как методических пособий, осознан и оценен нами еще далеко не полностью. Материал этой работы представляет попытку их структурно-логического и методического анализа. Учитывая фундаментальный характер физики, как учебной дисциплины, проблему содержания и качества решебника следует отнести к чрезвычайно актуальным. Поэтому при некоторой рыхлости собранного в брошюре материала авторы берут на себя смелость опубликовать эту работу. Наша цель - привлечь педагогов и авторов «решебников» к обсуждению данной проблемы.

По нашему мнению решебник вошёл в образовательную практику и с этим фактом следует считаться. Вместе с тем, качество этого вида учебных пособий не всегда соответствует основным дидактическим требованиям, заявленным их авторами. Можно ожидать, что со временем будет откорректировано их содержание - количество, тематика, уровень сложности и трудности задач. Значительно изменятся форма и объём объяснительного материала, включая:

а) детальный анализ физической ситуации,

б) обоснование применяемых моделей и физических законов,

в) объём и уровень используемого математического аппарата,

г) демонстрации логических действий при проверке ответа,

д) вариативность решения и объяснения отдельных задач, и т.п.

Непременно произойдёт структуризация решебников с учётом профиля и уровня обучения. Со временем решебники могут стать эффективным средством обучения и самообучения. Для этого необходимо выработать набор требований к их форме и содержанию, а также дать рекомендации учителю по применению их в учебном процессе.

Страницы: 10 11 12 13 14 15 

Материалы о воспитании и обучении:

Электронные учебники
Электронный учебник – это автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактические, методические и информационно–справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний. Э ...

Изучение различных свойств памяти
Тест: «Картинки» Оценка зрительной памяти — кратковременной. Покажите ребенку по очереди 10 картинок, на каждой из которых изображен знакомый предмет. Время демонстрации каждой картинки 1-2 секунды. После знакомства ребенка со всеми десятью картинками по очереди попросите назвать предметы, которые ...

Основные закономерности развития физических способностей
Ю.Ф.Курамшин (1999) дает следующее определение: «Физические способности — это комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения». Закономерности рассматриваются как выражение д ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru