Применение решебников в учебной практике

Педагогика сегодня » Применение решебников в учебной практике

Страница 14

Тела,

участвующие в процессе

Процессы, которые могут

происходить с этими телами

Формулы, по которым

рассчитывается теплота процесса

Вода массой m1=0,4 кг при t1=50C

- нагревание или охлаждение до Θ0

- охлаждение всей воды до 00

- кристаллизация всей воды

- или её части m¢1

- охлаждение льда до Θ0

ΔQ1 = c1m1(Θ-t1);

ΔQ2 = c1m1(0-t1);

ΔQ3 = -m1λ;

ΔQ4 = -m¢1λ;

ΔQ5 = cльдаm1(Θ -0);

Вода массой m2=0,2 кг при t2=100C

- охлаждение всей воды до Θ0

- охлаждение всей воды до 00

- кристаллизация всей воды

- или её части m¢2

- охлаждение льда до Θ0

ΔQ6 = c1m2(Θ-t2);

ΔQ7 = c1m2(0-t2);

ΔQ8 = -m2λ;

ΔQ9 = -m¢2λ;

ΔQ10 = cльдаm2(Θ -0);

Лёд массой m3=0,4кг при t3=-600С

- нагревание льда до 00С

- нагревание льда до Θ0С

- плавление всего льда

- нагревание воды, получившейся из льда

- плавление части льда m¢3,

ΔQ11 =cльдаm3(0-t3);

ΔQ12 =cльдаm3(Θ -t3);

ΔQ13 = m3λ;

ΔQ14 = с1m3(Θ-0)

ΔQ15 = m¢3λ;

Проследить все процессы, которые могут протекать с телами системы в соответствии с сюжетом – это значит повторить большой объём учебного материала, связать теоретические знания с реальными явлениями. Из такого детального анализа вытекают несколько возможных вариантов конечного состояния системы. Каждому из них соответствует свой «персональный» набор процессов, и своё уравнение теплового баланса. В данной задаче можно предположить четыре варианта равновесных состояний. Для каждого из этих вариантов уравнение теплового баланса примет свой вид:

Θ>00C и в сосуде только вода:

ΔQ1 + ΔQ6 + ΔQ11 + ΔQ13 + ΔQ14= 0.

Если в результате вычислений будет получено значение Θ>00C, то предположение оказалось верным и решение задачи можно считать оконченным. Если будет получен иной результат, то следует рассмотреть другие варианты.

Θ=00C и в сосуде только вода:

ΔQ2 + ΔQ7 + ΔQ11 + ΔQ13 = 0.

Если в результате вычислений будет получен результат Θ = 00C, то задачу можно считать решённой верно. В противном случае следует перейти к иным вариантам.

Θ=00C и в сосуде есть лёд и вода:

ΔQ2 + ΔQ4+ ΔQ7 + ΔQ9 + ΔQ11 + ΔQ15 = 0.

Если в результате вычислений будет получено (m¢1+m¢2)< (m1+m2), то решение задачи завершено. Если знак в неравенстве противоположный, то из этого следует, что в лёд превратилось больше воды, чем имелось в сосуде. Предположение оказалось неверным и надо рассмотреть другой вариант.

Θ<00C , то есть в сосуде находится только лёд при температуре ниже 00С:

ΔQ2 + ΔQ3 + ΔQ5 + ΔQ7 + ΔQ8 + ΔQ10 + ΔQ12 = 0.

Если в результате вычислений будет получен результат, отличающийся от Θ<00C, то следует перейти к другим вариантам.

Предложенный нами вариант решения с пониманием воспримут не все учителя – уж очень он перегружен подробностями. И в условиях постоянного дефицита времени так и слышится: «А нельзя ли короче?». - Конечно можно! Но это будет уже на втором или третьем «заходе», то есть после того, как все детали физических процессов будут упомянуты и учтены устно, или хотя бы мысленно. Только после этого становится возможной работа по рационализации рассуждений и сокращению процесса решения.

7. Решебник и профилизация образования

Известно, что точные науки требуют полных или относительно полных силлогизмов, а это - характерная особенность системного (семантического) мышления. Второй стиль мышления – фреймовый, образный, сценический - соответствует быстрому мышлению, слабо озабоченному точностью суждений. В связи с этим встаёт вопрос - следует ли учитывать при оценке качества решебника, в каком направлении в нём предполагается развивать интеллект обучаемого. Если индивидуальный профиль обучения произведен безошибочно, то ответ – «безусловно – да».

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15

Материалы о воспитании и обучении:

Понятие "культурное поле" и способы его формирования
Идея воспитания человека в контексте культуры достаточно глубоко разработана в трудах таких учёных, как Е.В.Бондаренко, Е.Н.Ильин, М.С.Каган, Н.И.Кияшенко, В.И.Разумный, Т.П.Малькова, В.Я.Нечаева и др. Л.А. Орнатская подчёркивает, что для правильного целостного определения сущности культуры необход ...

Методический инструментарий отслеживания результатов апробации
Мы определили следующие средства изучения повышения мотивации учащихся к изучению английского языка. Косвенные Прямые -наблюдение; -беседа с учителем английского языка -экран настроения (в начале и по окончанию урока) -анкета Таблица критериев и показателей наблюдения за участием учащихся 7класса Б ...

Социально-педагогическая система становления этнического самосознания
В данном параграфе мы представляем разработанную социально-педагогическую систему становления этнического самосознания студентов педколледжа. Системообразующим средством становления этнического самосознания в этой системе, на наш взгляд, является поликультурное образование. «Система» – слово гречес ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2019 www.lavill.ru