Специфика предмета «Иностранный язык»

Страница 1

Специфика иностранного языка, как известно, заключается, прежде всего, в том, что мы обучаем не основам наук, а навыкам и умениям в различных видах речевой деятельности. В основе обучения любому виду речевой деятельности лежат слухомоторные связи.

Одна из закономерностей методики обучения иностранным языкам гласит: изучение иностранного языка должно основываться на развитии у учащихся слухомоторных связей в результате выполнения ими устных упражнений. Не следует забывать еще одну закономерность методики: обучать следует таким образом, чтобы в процессе овладения иноязычной речевой деятельностью в сознании учащегося формировалась система языка. Поэтому, делая акцент на практическом владении иностранным языком, нельзя забывать о лингвистической и социолингвистической компетенциях. Еще одна закономерность методики сводится к тому, что при изучении иностранного языка необходимо учитывать особенности родного языка, т.е. обучение иностранному языку должно строиться с опорой на особенности родного языка (И.В. Рахманов). Указанные три закономерности методики обучения иностранным языкам и характеризуют, по сути, специфику предмета.

Если в основе формирования необходимых умений и навыков лежат слухомоторные связи, значит, устная практика должна быть приоритетной. Такая практика необходима каждому ученику группы в достаточном, для его индивидуальных особенностей, объеме.

Предоставить практику в чтении, аудировании, письме каждому ученику группы можно даже в рамках урока. Гораздо сложнее обстоит дело с устной практикой, которая необходима на этапе формирования соответствующих навыков, в том числе чтения, аудирования, письма.

Кроме того, в качестве специфики предмета, по мнению И.А. Зимней, можно отметить и его фактическую « беспредметность». Мы обучаем не основам наук (биологи, физики, химии, истории), а различным видам речевой деятельности. Следовательно, на этапе творческого применения языкового материала, т.е. на этапе формирования речевых умений, на уроке должны превалировать не упражнения, а мысли, собственные мысли учащихся, которыми им хотелось бы поделиться с друзьями, с учителем. Язык является лишь средством формирования и формулирования мысли. Если есть мысль, если развито мышление, то желание высказаться по обсуждаемой теме, проблеме может быть достаточно сильным. Ученик будет искать, и находить, в том числе и с помощью учителя, нужные ему языковые средства. Но для этого необходима очень сильная мотивация.

Опыт педагогики, осмысление этого опыта на протяжении веков давно уже привели педагогов к выводу о том, что самым действительным мотивом познавательной деятельности является осознание факта полезности этой деятельности для самого ученика, для решения его личных проблем.

Государственный образовательный стандарт по иностранному языку определяет четыре функции образовательной области иностранный язык:

обучающая функция, которая состоит в формировании коммуникативной компетенции;

общеобразовательная функция, которая подразумевает, во – первых, расширение общеобразовательного кругозора учащихся в ходе знакомства со страной изучаемого языка; во – вторых, начальное лингвистическое образование и уяснение того факта, что существуют разные способы оформления мысли;

Страницы: 1 2

Материалы о воспитании и обучении:

Общая характеристика девиантного поведения у подростков
Девиантное поведение — система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Девиантное поведение бывает различных видов. По форме своего проявления девиантное поведение можно разделить на проявляющееся в открытой, явной форме (например, хище ...

Воспитательный аспект обучения
Педагогическое содержание цели или воспитательный аспект иноязычной культуры во-первых, пронизывает все существо учебного процесса: воспитывает все – и содержание текста, и то, как он напечатан, и то, что говорит учитель, и то, как он это говорит. Во – вторых, воспитание как процесс едино и неделим ...

Реализация основных положений опытно-экспериментальной методики
Экспериментальное теоретическое исследование состояло из двух этапов: констатирующего и аналитико-поискового. Во время экспериментального исследования систематически анализировались полученные результаты, вносились необходимые коррективы, уточнялась методика. При проведении экспериментального иссле ...

Мотивация в процессе обучения

Мотивация в процессе обучения

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего.

Навигация

Copyright © 2021 www.lavill.ru